Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда «изба» превращается в свалку

С разделения правды на «выгодную» и «невыгодную» начинается деградация и журналистики, и общества
8 июля, 2010 - 20:09

Дожили... Неувядающий спикер Партии регионов Михаил Чечетов дает украинским журналистам мастер-класс... украинского патриотизма. В эфире «5 канала» в передаче Святослава Цеголко. Известный феноменальной честностью бывший шеф Фонда государственного имущества растолковывал, что такое патриотизм, как его надо понимать. Максима чечетовского понимания сводилась к нехитрой идее: «Чти начальника своего!». Журналисты, по мнению регионального идеолога, обязаны глубоко уважать власть своей страны, «не зацикливаться» на ее ошибках, «не раздувать», а высшее проявление любви к отечеству — «промолчать иногда очень полезно». Кстати, это очень древнее, еще первобытное, племенное понимание патриотизма. Критиковать, клеймить и обличать можно только чужих негодяев, а свой мерзавец — табу. В русской ментальности эта специфическая разновидность преданности Родине описывается известной народной сентенцией: «не выносить сор из избы». Другое дело, что в результате ее воплощения в жизнь «изба» превращается в сплошную свалку мусора, непригодную для нормального человеческого проживания.

А ведь задача журналиста в цивилизованном обществе состоит вовсе не в том, чтобы хранить тайны власть имущих, замалчивать их злоупотребления, некомпетентность и несоответствие своим должностям. Его задача — в максимально честном и объективном информировании граждан и о плохом, и о хорошем. Другое дело, и это проблема журналистики всех посттоталитарных стран, что надо научиться четко отделять факт от комментария, оценок и эмоций. Советы М. Чечетова журналистам (как и некоторых других наших деятелей, выступающих с поучениями на предмет патриотизма) вполне укладывались в контекст так называемой партийной журналистики, и если бы г-н Чечетов выступал на собрании журналистского актива Партии регионов, то с ним можно было бы и не спорить. В конце концов, кто платит деньги, тот и заказывает музыку, хочет — «Аппассионату», хочет — «Чижик-пыжик»...

Но в разглагольствованиях регионального «златоуста» был еще один специфический момент, весьма, должен сказать, безнравственный.

На экране телевизора прочувствованно «пел» о патриотизме представитель политической силы, которая за 100 дней пребывания у власти превратила суверенное государство в протекторат бывшей метрополии, сдала территорию, авиапромышленность, судостроение, нефтегазовую отрасль, ядерную энергетику, гидроэлектростанции на Днепре и т.д. Не говоря уже о сдаче национального языка, истории, культуры и достоинства. На фоне нынешних властителей Украины даже Александр Лукашенко производит впечатление мудрого государственного деятеля и великого патриота белорусской земли. Поэтому «патриотические» рассуждения регионалов выглядят кощунством. Кстати, майор норвежской армии, печально знаменитый Видкун Квислинг тоже призывал норвежцев к патриотизму, и еще как пламенно...

А патриотизм журналиста состоит в том, чтобы говорить правду. А уж как на эту правду реагировать, пусть решает общество. Как только возникает разделение на правду «выгодную» и правду «невыгодную», начинается деградация и журналистики, и социума. И тогда СМИ, и нация начинают жить в согласии с утверждением Пушкина: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Только на обмане нельзя построить ничего долговечного, «брехнею світ пройдеш, а назад не вернеш».

КОМПЛЕКС ЖИТЕЛЯ «ТРЕТЬЕГО РИМА»

Не менее любопытен был диалог (хотя он часто превращался в монолог) в студии 5-го канала известного украинского политического аналитика Евгения Жеребецкого и московского гостя, директора российско-украинского информационного центра Олега Бондаренко. Е. Жеребецкий обрисовал актуальную геополитическую ситуацию, когда США сосредоточились на проблемах Китая и Ближнего Востока, потеряв достаточный интерес к Восточной Европе, что влечет за собой неприятные последствия и для Украины. Г-н Бондаренко немедленно обвинил оппонента в том, что независимость Украины понимается только как независимость от России, а не от США. Но все дело в том, что Украина никогда не была колонией США, и США никогда не претендовали ни на один квадратный сантиметр украинской территории, никогда не ставили под сомнение существование украинской нации (как это делает нынешний российский посол в Украине г-н Зурабов), никогда не угрожали суверенитету Украины. Что же касается России, то тут украинцы имеют прямо противоположный многовековой опыт.

Однако московский гость легко, одним взмахом руки отвел утверждения Евгения Жеребецкого и, не вдаваясь в доказывание, поставил точку в дискуссии: «это все мифы». Очень характерно: все, что не нравится, что не соответствует российским «скрижалям» и представлениям — это мифы, выдумки, инсинуации «клеветников России». Ничего членораздельного, а тем более убедительного, г-н Бондаренко не смог произнести в противовес тезисам Е. Жеребецкого о демографической катастрофе в России, о реальной угрозе потери территорий на Дальнем Востоке и в Сибири. Можно закрывать глаза на факты, как это делают сегодня в Москве, но факты от этого никуда не исчезают. Действительно, Китай бурно развивается и нуждается в колоссальных ресурсах, которых у него нет. Ресурсы есть на огромных, практически не заселенных территориях (каких-то 20—25 млн. жителей от Новосибирска до Уссурийска) к северу от Амура. И тут либо Россия пойдет путем самоограбления своих ресурсов, поставляя газ, нефть, лес и т.д. Китаю по демпинговым ценам (платить так, как Запад, Китай физически не сможет), либо у Китая просто не будет иного выхода, кроме экспансии в северном направлении. Альтернатива для него: остановить развитие.

В подобных вопросах российские лидеры совершают колоссальную геополитическую ошибку, видя угрозу России в Западе. А между тем, она исходит совсем с другой стороны. Запад же, США, Европа, НАТО — это единственный шанс для России сохранить в исторической перспективе свои территории к востоку от Урала. И тут г-н Бондаренко не нашел ничего лучшего, как сослаться на миролюбивый Китай эпохи императорских династий Цинь и Мин. Но династии Цинь и Мин не нуждались в газе и нефти. В ХІХ веке Наполеон Бонапарт сказал: «Китай спит. Пусть спит. Что будет, когда проснется?». Сегодня Китай проснулся и стал мировой державой с мировыми амбициями. И это должно заставить задуматься в первую очередь ближайших соседей. Вот о чем должна голова болеть в Кремле, а не о том, как «оттяпать» у Украины косу Тузла, Севастополь и Крым. Без Севастополя и Крыма Россия остается великой державой. Без Дальнего Востока и Сибири она станет третьеразрядным периферийным государством.

Такое демонстративное пренебрежение к собеседнику, которое показал г-н Бондаренко, абсолютно чуждое украинской ментальности (где господствует презумпция уважения к лицу, с которым общаешься), вызывало не самые добрые чувства к той цивилизации, которую он представлял. Кстати, этот комплекс мыслительно-поведенческих реакций жителей «третьего Рима» раздражает и многих россиян за пределами Москвы. Некоторые мои российские приятели называют этот стиль поведения «москвичеством» и переносят его с трудом.

«МНОГОВЕКТОРНОСТЬ» В ПОЛИТИКЕ И НА ЭКРАНЕ

В связи с визитом в Украину госсекретаря США Хиллари Клинтон министр иностранных дел Константин Грищенко на «Интере» демонстрировал свойственную практически всем кадровым дипломатам способность говорить много, весомо, авторитетно — и при этом ничего не сказать. Впрочем, это специфика профессии. Единственное, что задело в отлакированной речи министра, это упоминание о внеблоковости Украины. Вот уж внеблоковость с разбросанными по Причерноморью российскими военными базами, что и говорить!

Несколько развлек телесюжет о встрече г-жи Клинтон в Киеве и о том, что она общалась не только с президентом В.Ф. Януковичем, но и с лидером оппозиции Ю.В. Тимошенко. «А это означает, что нынешней власти не стоит расслабляться», — несколько угрожающе прозвучал голос за кадром. То, что г-жа Клинтон не встречалась с другими оппозиционерами, свидетельствует о том, что в Вашингтоне прекрасно понимают игру Банковой в «мультиоппозицию», в инспирирование множества оппозиций «хороших и разных».

Естественно, был задан вопрос и об инциденте с представителем немецкого фонда г-ном Ланге. Из уклончивых формулировок дипломата можно было понять, что Нико Ланге пострадал за выражение мнения, которое не понравилось нынешней власти в Украине. Но мнение — оно и есть мнение. За это в цивилизованных государствах не преследуют ни своих, ни чужих. Тем более, что оно не было выражено публично, во всеуслышание, как, например, многие весьма оскорбительные для Украины, а не только для властей, заявления представителей Российской Федерации, на которые МИД во главе с г-ном Грищенко вообще не реагирует. Удивительное сочетание для страны, которая декларирует свои европейские устремления: с одной стороны, поразительное верноподданничество по отношению к Кремлю, а с другой — хамство по отношению к Западу.

Это, кстати, называется «многовекторная политика»...

Игорь ЛОСЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ