Конечно, Верка Сердючка уже стала нашим национальным достоянием. И если вспомнить ассоциативный ряд, предложенный кем-то на церемонии «Человек года-98»: украинский мужчина пьет водку «Гетьман», запивает пивом «Оболонь» и одевается в костюмы от Воронина, можно смело добавить — и смотрит «СВ-шоу». И все-таки с Веркой Сердючкой явно что-то уже нужно делать. Думалось об этом уже давно, ибо практически последние полгода в программе «СВ-шоу 2000» («1+1») чаще всего идет самоповтор. Но особенно внятно это убеждение сформировалось после праздничной программы московского канала ТВ-6 «Остров женщин», показанной «1+1», в которой наша героиня была одной из шоуменов (вместе с по-прежнему бессловесной Гелей). Андрей Данилко — талантливейшая личность. Но то, что этот талант — самородок, а багажа культуры и знаний — маловато, ощущается с каждым днем все явственней. Все чаще видно, что, собственно, от героини, весь круг интересов которой исчерпывается разговорами «за жизнь» на уровне бытовухи фабричных общаг, ее творца не так уж много и отделяет. И когда на фоне томной московской бомондной тусовки Верка встревала в стильно продуманное действо в качестве этакой простушки из провинции — смешно не было. Потому что уровень Веркиных импровизаций ограничивался восклицаниями типа: «А, Державин, Андрюша, как ты повзрослел», «А, это театр Ленинского комсомола здесь сидит — слышала, слышала» (во время проходки между столиками московского клуба «Пекин»), или, выпивая бокал с чем-то спиртным: «Ах, чтоб пошло, как лекарство». Точно так же, как и песня «Голубые абрикосы», исполненная Веркой и в клубе «Пекин», это уже давно знакомые приемы, старые акценты, уже сотни раз обыгранный предмет для пародии. Примерно такого же уровня банальности были и специально подснятые для отечественного зрителя вставки с Веркиными соло, но уже в виртуальной реальности.
Сыграв однажды на иронии над хуторянской и шароварной ментальностью. На сатире по поводу «свиного рыла, которое в калашный ряд» — напролом и без тени сомнений. На раздевании пафосных мифов, персонажей и разных масс-культовых фигур, Данилко и сам, не дай Бог, законсервируется «в образе». И пародия будет (и уже) превращается исключительно в самопародию, что по причине однообразия просто скучно. «Достачи» станут (уже становятся) все более плоскими, а главного — примет времени, угадывания его основных болезней и метаморфоз, типажей и коллизий — будет все меньше. Концертные номера Данилко, не связанные с маской Верки Сердючки, говорят, нынче гораздо более сочны и свежи — по точности отражения нынешнего бытия сограждан артиста. Если это так — то тем более жаль, что почему-то на ТВ эксплуатируется по-прежнему одна ипостась Андрея, и вне какого-либо ее развития.
Игра в поддавки, по-моему, не на пользу и еще одному проекту «1+1» (совместно с «Про-ТВ») — «Полному марабу». Допускаю, что обычная, за редким исключением, незатейливость шуток «марабистов» и скольжение по поверхности жизненных реалий — это цель, поставленная в виду желания «1+1» «не перегружать» того зрителя, который дает каналу рейтинг и который, якобы, ждет от ТВ исключительно зрелищ грубого помола. На этой неделе «кумовья» Виктор Андриенко и Валентин Опалев тоже шутили вокруг уже прошедшего 8 Марта... В рубрике «Ленин» вождь жаловался, что революцию отменили, потому что Дзержинский взял бесплатно «Аврору» и поехал рыбачить. В «Семье» жена вопрошала у мужа, а помнит ли тот об обещании любить ее до смерти? Мол, уже пора... В «Армии» герой на 8 Марта дарил любимой вместо цветов отрезанные усы старшины... Нет, конечно, бывают в «Марабу» гэги и поудачнее, и поострее. И надо отдать должное создателям знаменитых «Долгоносиков»: они по-прежнему единственные в отечественном телеэфире пытаются работать в жанре сатиры, в том числе и политической. Другое дело, что нынче уровень ее все чаще опускается до профессионального зубоскальства на злобу дня. Тележанра, пытающегося взять на себя функции скудеющего фольклора. Но, в отличие от последнего, он чрезвычайно редко рождает примеры высокопробного юмора, граничащего с философскими обобщениями, и слишком часто прибегает к помощи простеньких каламбуров, ни на что, кроме легкой запоминаемости, не претендующих. Даже когда в «Марабу» речь идет о вполне реальных и достаточно масштабных коллизиях нашей сегодняшней жизни — будь то «судьбоносные» телевизионные решения парламента или, скажем, забастовка атомщиков, создатели программы предпочитают беспроигрышную игру слов рискованной игре смыслов.
Вообще же, пафос, с которым в последние годы ТВ встречает любой праздник — честно говоря, уже пугает. Такого энтузиазма и при прежних помпезных временах не было! Торжественные заставки (весьма однообразные) на всех каналах нас, женщин, с нашим днем приветствовали. Душещипательные фильмы типа «Жестокого романса» на всех каналах крутили. Концерты с песнями про вечные весну и любовь показывали, новые специальные проекты — как тот же «Остров женщин» — создавали. Но между тем за все праздничные дни, во время которых нашлось место даже разговору о геронтологии («Доброї ночі, Україно», УТ-1) — я увидела на телеэкране лишь одну по-настоящему современную, раскованную, свободную, самодостаточную женщину. Это была гостья программы «Женщина на все сто» (ТЕТ) Елена Шульга, имеющая свою частную клинику эстетической медицины. В Елене привлекло здоровое сочетание уверенности в себе и ... неудовлетворенности собой, поиск все новых и новых форм самореализации. Согласитесь, подобные личности — не из уже приевшегося всем одного и того же круга лиц так называемого бомонда, а из среды обычного среднего класса — редкие пришельцы на наших телеэкранах. Ведущей Светлане Усатюк, по-моему, удается сделать то, что в свое время не получилось у Ольги Лосинской в проекте «Улыбка судьбы» («1+1»). Без излишней истерии и надуманных восторгов, она упорно знакомит аудиторию с личностями, которые небезуспешно ищут свое место в жизни, преодолевая немалые трудности и прикладывая вполне ощутимые усилия. И хотя к программе можно предъявить немало претензий, в том числе и по поводу некоего налета провинциальности, я уверенна, что такая по-деловому оптимистичная передача — это то, в чем нуждается наше разуверившееся в собственных силах общество сейчас прежде всего. И, думается, достаточно устойчивое существование этого проекта именно на «ТЕТе» — это отражение той эфирной политики, благодаря которой канал планомерно и постепенно, без особой саморекламы, привносит в жизнь киевлян возможность взглянуть на себя и на реалии вокруг интеллигентным и спокойным взглядом. Взглядом, в хаосе беспредела не теряющем ощущение перспективы и веры в собственные силы, на которые, по большому счету, любой нормальный человек и должен прежде всего рассчитывать.
Такой нормальности, трезвости в оценке жизненных реалий недостает, кажется, любым нашим официальным телеструктурам. Нынче случился премьерный выход в эфир Дирекции телепрограмм ВР Украины — с фильмом к юбилею Александра Ткаченко (УТ–1). С точки зрения профессии в нем обсуждать просто нечего. Стандартный опус в стиле соцреализма, портрета «героя пятилетки». Умильная патетика за кадром, трогательные съемки на родине героя, подыгрывание центральному персонажу ведущей (Светланой Макаренко), надутые щеки юбиляра — все было «как надо», как было принято в земле советской, обетованной, апологетом которой является наш спикер. А вот этическая сторона всей этой затеи... Может, несдержанность наших государственных мужей в прославлении себя, любимых, как и их безмерная тяга к получению всевозможных благ сейчас и немедленно — связаны отнюдь не с неадекватной оценкой «собственной роли в истории», как может показаться на первый взгляд? Возможно, как раз очень трезвое, реалистичное понимание и своей всамделишной роли — жалкой, и своих способностей — убогих, и результатов своего изнуряющего, титанического реформаторского труда — ничтожных и побуждает их к подобной бестактности? Когда в истинную собственную значимость поверить трудно — появляется желание «отыграться» на всем, что попадает под руку, в том числе и на собственной стране.
Конечно, ради этого стоит и создать собственную телестудию, и долго и упорно пробивать ее выход в эфир заангажированного Президентом УТ-1. Кто сказал, что парламентское ТВ должно быть посредником между народом и властью? Говорить голосом народа и во имя интересов народа? Вполне достаточно, чтобы оно красивенько смотрелось с Грушевского. И пополняло домашние видеотеки народных избранников портретами из серии «Сам себе режиссер». А что, очень смешная может получиться коллекция...