Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда правды слишком много

Почему современная журналистика уже не может ограничиваться привычным поиском и приданием огласке фактов
18 ноября, 2016 - 12:46

«Желтый автобус» — гуманитарный проект, который помогает детям в серой зоне, — создает условия для творческого развития маленьких жителей Донбасса. Об этой программе мне рассказывает ее участница, журналист, поэт, писатель и сценаристка Маша Старожицкая. Она недавно вернулась из поездки «на нуль». Говорит, что особенно ей запомнился мальчик из городка около Славянска, который абсолютно никому не верит.

Российским СМИ он перестал доверять, когда прочитал о «распятом мальчике». Он в то время лично часто бывал в Славянске и знал, что такого случая не было и не могло быть.

Сообщения украинской стороны он перестал считать достоверными после того, как его семья увидела на украинском блокпосте несколько тел погибших украинских бойцов, а официальные источники сообщили только об одном убитом.

Теперь мальчик из Донбасса хочет стать журналистом. Чтобы всегда узнавать правду и рассказывать ее людям.

Это — светлое и чистое желание. Но...

В современном мире простое распространение правды уже не разрешает никаких проблем и никому не помогает. Это — ужасная реальность нашей жизни, о которой не вспоминают на лекциях по классической журналистике. Потому что это крах устоев, нарушение традиций и  разрушение канонов.

Но это реальность: современная журналистика уже не может ограничиваться только привычным поиском и приданием огласке фактов.

«Просто предоставлять качественную информацию недостаточно, потому что информации так много, что качественная информация становится одной из них», — отметил в эфире Общественного британский журналист и писатель Питер Померанцев. Сегодня, отмечает он, «цель журналистики — построить не просто правду, а публичное пространство, в котором представляется возможным публичный дискурс», благодаря чему медиа смогут «помогать людям — именно помогать, а не диктовать — прийти к идее, как улучшить свою жизнь». Этот новый подход, по словам Померанцева, имеет название «конструктивная журналистика».

Следовательно, по этой логике, журналистика, которая состоит только из потока неструктурированных, хотя и правдивых фактов, является неконструктивной. Она в состоянии создать только информационный шум, из которого человек обречен хаотически выхватывать некоторые сведения, — не наиболее качественные и полезные для него, а только наиболее яркие, или вообще случайно попавшиеся на глаза.

В действительности это явление давно известно науке как ограниченная рациональность поведения человека.

Ученые обнаружили, что самое частое нежелание или неспособность человека к анализу и синтезу информации приводит не дефицит, а напротив — профицит информационных сообщений, информационная перегрузка. В этих условиях человек не в состоянии, не может принять действительно наиболее выгодное, самое полезное для себя решение. В этом заключается суть теории ограниченной, или связанной, рациональности, за разработку которой американскому ученому Герберту Саймону в 1978 году была присуждена Нобелевская премия по экономике.

...Я не знаю, как все эти научные разработки объяснить мальчику из городка около Славянска. Наверное, начинающим журналистам, действительно, нужно научиться искать и рассказывать людям правду — реальные факты  реальных событий. А уже на этом фундаменте нужно будет научиться строить полезные для людей, яркие, конструктивные и системные сообщения, которые будут работать на улучшение их жизни. И этому должен научиться не только мальчик, когда он вырастет, но каждый профессиональный журналист уже сегодня.

Мир изменяется, и нам нужно изменяться вместе с ним.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ