«Медиа-имиджи ВИЧ/СПИД в Украине» — исследование под таким названием, финансировавшееся Международным благотворительным фондом «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине», презентовали во вторник на одноименном круглом столе. В рамках исследования общественная организация «Социум ХХI», при экспертной поддержке Школы социальной работы и Школы журналистики Киево-Могилянской академии провела мониторинг печатных СМИ за 2004 год. В ходе исследования был определен высокий уровень стереотипизации публикаций. Наиболее распространенным предубеждением является то, что «ВИЧ/СПИД — это болезнь наркоманов». Оно встречается в 8,9% публикаций. В то же время в отдельных регионах на первое место выходит стереотип «ВИЧ/СПИД — это наказание за непристойное поведение» (6,4%). Распространенным можно также считать суждение «ВИЧ и СПИД — одно и то же» (4,1%). Как считает Анна Афиногенова, специалист по мониторингу проекта «Исследование медиа-имиджей ВИЧ/СПИД в Украине», в современной прессе отсутствует взгляд на проблему изнутри. Комментарии людей, которые живут с ВИЧ, представлены только в 4% публикаций.
Среди проработанных материалов о ВИЧ/СПИД лидируют статьи по доминирующей социальной (42,4%) и медицинской (28,1%) тематике. И одним из главных источников получения информации остаются медики (24% ссылок в 1322 публикациях). По словам специалиста по мониторингу Дарины Богдан, в связи с событиями 2004 года призывы помочь ВИЧ-положительным людям часто были слышны в предвыборной агитации...
Результаты исследования показали, что сенсационные заголовки публикаций во многих случаях не отвечают текстам. Для материалов характерной является эмоционально-экспрессивная раскраска, в которой преобладают скрытая дискриминация людей, живущих с ВИЧ, явное запугивание. Статей поддерживающего характера оказалось только 6%. То есть в большинстве публикаций о ВИЧ/СПИД сенсационность преобладает над объективностью. Только в 50,2% наводятся убедительные факты, а 43,8% содержат общие суждение.
По результатам исследования разработан ряд рекомендаций для журналистов. Они войдут в брошюру, которая выйдет в свет в ближайшее время.