Зрителям фотовыставки «Дня» работы фотохудожника Андрея НЕСТЕРЕНКО часто запоминаются из-за его правильной тональности в раскрытии социальных тем, ведь одно из его кредо — «фотографу нужно знать меру». А еще, наверное, многих поразила история путешествия его фотографии «Первоиерарх...» — напомним, среди гостей фотовыставки-2018 была и тогдашняя первая леди Марина Порошенко, которая рассказала главному редактору «Дня» Ларисе Ившиной о запланированном визите президента в Турцию и будущей его встрече с Вселенским патриархом Варфоломеем и — получила фотоработу как подарок главе Константинопольского патриархата. На следующий день она уже была у адресата! «Я уже много лет занимаюсь репортажной съемкой, многое было, но такого — что первая леди получает мою фотографию, а глава государства дарит ее Патриарху — еще нет... Это попало в тему, стопроцентная десятка», — комментировал тогда новость пан Андрей. Сегодня мы поговорили о том, каким оказался 2020-й для воплощения идей фотографа.
— Как проходит ваш фотогод? Какие съемки запомнились и почему? Как на ритм жизни и работы повлиял карантин?
— Моя работа на 90% сейчас связана с деятельностью парламента. Я сопровождаю встречи, поездки, командировки председателя Верховной Рады. Поэтому, даже несмотря на карантин, было несколько командировок по Украине — это и Мариуполь, Одесса, Херсон, Харьков. Это то, что в фотографических кругах называют «паркетной» работой. Но карантин, к сожалению, очень сказался на моей творческой работе в этом году, очень много планов «перерезал». Но в целом год прошел без сильных эмоциональных всплесков, как было раньше — имею в виду именно фотографирование, достаточно ровный год.
— Еще до пандемии вы отметили в разговоре с «Днем», что есть много болезненных социальных тем, которые только отдельные СМИ извлекают на поверхность. Какие в этом году вы видите пробелы, недостаточно освещенные, на ваш взгляд?
— Таких вопросов и тем очень много. Особенно это касается ситуации в маленьких городах и районных центрах, где я бывал. Скажем, большой упадок в домах творчества детей и юношества. Я планировал показать несколько таких детских центров на Тернопольщине — воспитанники действительно очень талантливые, участвуют в различных конкурсах, а условий для этого практически нет. Пандемия только ухудшила ситуацию. И из-за карантина я не смог туда поехать.
С другой стороны, к сожалению, когда и пишешь, и показываешь, часто результат от этого практически минимальный — «нет денег, есть другие неотложные нужды», — поэтому решение проблемы отступает на второй план. Получается, что ты все это делаешь как бы «в стол».
Еще особенность года в том, что в парламент пришли новые люди, имеем нового президента и власть, которая раньше не принимала участия в политической жизни страны. Прогнозов никаких не делаю, хочется надеяться на лучшее, а там время покажет. Опять же, коронавирус ломает много планов. Хотя и «сваливать» все на эту проблему тоже нерезонно. Кстати, поделюсь: я был в командировке в Германии, и там отношение к соблюдению карантина очень серьезное. Масочный режим, дистанция — люди выполняют правила и не возмущаются.
В этом плане я очень болею за проведение «Днем» своей фотовыставки — это действительно вызов в нынешних условиях, пожалуй, будет больше дистанционного общения. Вы молодцы, ваш фотоконкурс — пожалуй, единственный в Украине, который имеет такую длительную историю, уже 22 года. Помню, впервые я принял участие в третьем вашем конкурсе и с тех пор постоянно просматриваю свои новинки за год и отсылаю на конкурс. Он стимулирует и просматривать архив — скажем, через пять лет какая-то фотография может заиграть совершенно новыми красками. В общем архив фотографа — это очень большая вещь. У меня архив хранится, пожалуй, с 1986 года. Я, как говорится, пережил три революции — на граните, оранжевую и Революцию Достоинства. Также у меня много фотографий 1990-х годов — времени становления Украины. Сейчас я достаю эти архивы и для себя самого открываю что-то новое. На многие фото смотришь иначе.
Очень жаль, что этот год не то чтобы был использован в фотографической теме, но процентов пятьдесят моих планов не удалось воплотить.
— Какие фотографии фотоконкурса «Дня», возможно, остались в памяти?
— Конечно, с началом войны эта тема нашла свое отражение. На прошлогоднем фотоконкурсе мне очень понравились работы Зои Шу — портреты бывших пленных. Это на самом деле оригинальная серия. У вашего Николая Тимченко социальные темы и с точки зрения оригинальности, и по композиции неплохие. Несколько лет назад поразила также работа «Фея переселенцев» Александра Хоменко — фото, на котором девочка выглядывает в окно. Тоже хорошая композиция. Вообще, когда я смотрю на фото, то сразу думаю: как оно снято? С какой стороны? Как это планировалось? Мимоходом или автор что-то подправил? На самом деле очень редко тебе улыбается удача и удается сделать фото спонтанно, оказавшись в нужном месте в нужное время с настроенным фотоаппаратом.
В целом большинство работ на ваших фотовыставках очень достойны.