Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Когда смотрю на фото, сразу думаю: как оно снято?»

Андрей Нестеренко — о (не)воплощенных планах на 2020-й
13 ноября, 2020 - 12:26

Зрителям фотовыставки «Дня» работы фотохудожника Андрея НЕСТЕРЕНКО часто запоминаются из-за его правильной тональности в раскрытии социальных тем, ведь одно из его кредо — «фотографу нужно знать меру».  А еще, наверное, многих поразила история путешествия его фотографии «Первоиерарх...» — напомним, среди гостей фотовыставки-2018 была и тогдашняя первая леди Марина Порошенко, которая рассказала главному редактору «Дня» Ларисе Ившиной о запланированном визите президента в Турцию и будущей его встрече с Вселенским патриархом Варфоломеем и — получила фотоработу как подарок главе Константинопольского патриархата.  На следующий день она уже была у адресата!  «Я уже много лет занимаюсь репортажной съемкой, многое было, но такого — что первая леди получает мою фотографию, а глава государства дарит ее Патриарху — еще нет... Это попало в тему, стопроцентная десятка», — комментировал тогда новость пан Андрей.  Сегодня мы поговорили о том, каким оказался 2020-й для воплощения идей фотографа.

 — Как проходит ваш фотогод? Какие съемки запомнились и почему?  Как на ритм жизни и работы повлиял карантин?

 — Моя работа на 90% сейчас связана с деятельностью парламента.  Я сопровождаю встречи, поездки, командировки председателя Верховной Рады.  Поэтому, даже несмотря на карантин, было несколько командировок по Украине — это и Мариуполь, Одесса, Херсон, Харьков.  Это то, что в фотографических кругах называют «паркетной» работой.  Но карантин, к сожалению, очень сказался на моей творческой работе в этом году, очень много планов «перерезал».  Но в целом год прошел без сильных эмоциональных всплесков, как было раньше — имею в виду именно фотографирование, достаточно ровный год.

 — Еще до пандемии вы отметили в разговоре с «Днем», что есть много болезненных социальных тем, которые только отдельные СМИ извлекают на поверхность.  Какие в этом году вы видите пробелы, недостаточно освещенные, на ваш взгляд?

 — Таких вопросов и тем очень много.  Особенно это касается ситуации в маленьких городах и районных центрах, где я бывал.  Скажем, большой упадок в домах творчества детей и юношества.  Я планировал показать несколько таких детских центров на Тернопольщине — воспитанники действительно очень талантливые, участвуют в различных конкурсах, а условий для этого практически нет.  Пандемия только ухудшила ситуацию.  И из-за карантина я не смог туда поехать.

С другой стороны, к сожалению, когда и пишешь, и показываешь, часто результат от этого практически минимальный — «нет денег, есть другие неотложные нужды», — поэтому решение проблемы отступает на второй план.  Получается, что ты все это делаешь как бы «в стол».

Еще особенность года в том, что в парламент пришли новые люди, имеем нового президента и власть, которая раньше не принимала участия в политической жизни страны.  Прогнозов никаких не делаю, хочется надеяться на лучшее, а там время покажет.  Опять же, коронавирус ломает много планов.  Хотя и «сваливать» все на эту проблему тоже нерезонно.  Кстати, поделюсь: я был в командировке в Германии, и там отношение к соблюдению карантина очень серьезное.  Масочный режим, дистанция — люди выполняют правила и не возмущаются.

В этом плане я очень болею за проведение «Днем» своей фотовыставки — это действительно вызов в нынешних условиях, пожалуй, будет больше дистанционного общения.  Вы молодцы, ваш фотоконкурс — пожалуй, единственный в Украине, который имеет такую длительную историю, уже 22 года.  Помню, впервые я принял участие в третьем вашем конкурсе и с тех пор постоянно просматриваю свои новинки за год и отсылаю на конкурс.  Он стимулирует и просматривать архив — скажем, через пять лет какая-то фотография может заиграть совершенно новыми красками.  В общем архив фотографа — это очень большая вещь.  У меня архив хранится, пожалуй, с 1986 года.  Я, как говорится, пережил три революции — на граните, оранжевую и Революцию Достоинства.  Также у меня много фотографий 1990-х годов — времени становления Украины.  Сейчас я достаю эти архивы и для себя самого открываю что-то новое.  На многие фото смотришь иначе.

Очень жаль, что этот год не то чтобы был использован в фотографической теме, но процентов пятьдесят моих планов не удалось воплотить.

 — Какие фотографии фотоконкурса «Дня», возможно, остались в памяти?

 — Конечно, с началом войны эта тема нашла свое отражение.  На прошлогоднем фотоконкурсе мне очень понравились работы Зои Шу — портреты бывших пленных.  Это на самом деле оригинальная серия.  У вашего Николая Тимченко социальные темы и с точки зрения оригинальности, и по композиции неплохие.  Несколько лет назад поразила также работа «Фея переселенцев» Александра Хоменко — фото, на котором девочка выглядывает в окно.  Тоже хорошая композиция.  Вообще, когда я смотрю на фото, то сразу думаю: как оно снято?  С какой стороны?  Как это планировалось?  Мимоходом или автор что-то подправил?  На самом деле очень редко тебе улыбается удача и удается сделать фото спонтанно, оказавшись в нужном месте в нужное время с настроенным фотоаппаратом.

В целом большинство работ на ваших фотовыставках очень достойны.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День», фото Андрея НЕСТЕРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ