Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Коммуникации паники

или Что делать, когда вирус нападет
21 февраля, 2020 - 11:49

Для того, чтобы устроить панику в обществе, нужно соблюдать несколько важных правил.

* Нужно иметь или ситуацию, которая угрожает людям, или ситуацию, которая МОЖЕТ КАЗАТЬСЯ угрожающей.

* Обязательно нужно НЕ говорить людям правду. Нужно или молчать вообще, или сообщать разную, еще лучше взаимоисключающую информацию, или просто врать. Наилучший возбудитель паники — месседж «ничего не происходит, здесь не о чем беспокоиться».

* Обществу должна быть известна информация из других источников, которым они доверяют, которая опровергает, или по крайней мере не подтверждает официальную информацию — СМИ, слухи, личный опыт и пр.

Эти три правила обеспечат вам качественную и неуправляемую панику. Но и первого пункта будет достаточно для точечного, кратковременного панического приступа.

СРАЖАТЬСЯ ИЛИ УБЕГАТЬ?

Почему так происходит, почему так легко ввести людей в паническое состояние?

Первая причина: угрозы являются глобальными — сегодня мы знаем о существовании более-менее реальных опасностей для человечества, источник которых мы точно не знаем, не можем его уничтожить, да и убежать от угрозы мы тоже не в состоянии. Опасности стали слишком большими для того, чтобы отдельно взятый обычный человек — не супермен и не «крепкий орешек» — мог с ней сражаться.

«Бей « и «убегай» у современного человека часто трансформируются в паническое «нужно что-то делать», и вызвана этим чувством бессмысленная суета. Другим признаком является оцепенение, которое охватывает человека и от которого он становится безразличным ко всему, что происходит, в том числе, неадекватное безразличие к реальным угрозам.

«Атипичная пневмония шагает по миру. Косит людей в Китае, Гонконге, Сингапуре. Сокращенно ее называют SARS. Боятся пандемии. Этот вирус уже считают вторым, после СПИДа, предупреждением человечеству.

Но человечество предупреждай не предупреждай, все равно, не услышит.

Может, потому, что тех предупреждений уже столько, что люди привыкли и адаптировались. То исчерпываются запасы воды, то нефти, то порется озоновая дыра, то летит астероид. А это уже японцы предупреждают, что к Земле приближается Марс. Лет через десять приблизится на интимное расстояние. Спасибо за такой интим. Впервые за шестьдесят тысяч лет пролетит так близко. Может врезаться. Вот тогда и испугаемся уже оптом».

Лина Костенко. «Записки украинского самашедшого»

НЕВИДИМЫЕ УГРОЗЫ

Причина номер два: угрозы в нашей сегодняшней жизни стали невидимыми — в смысле неощутимыми, и потому мы вынуждены «принуждать» свой организм, который не видит никаких признаков опасности, на них реагировать.

Человечество приучилось реагировать на дорожные знаки, другие видимые или слышные признаки приближения опасности (гудок поезда, который приближается, или, например, запах газа в квартире). Однако в случае полностью скрытой угрозы, угрозы, которую не видим и не чувствуем ни одним из органов чувств, мозг, который все же имеет информацией об имеющейся опасности, вынужден «принудительно запускать» «поведение самосохранения» наперекор ощущениям человека.

Наши органы чувств не могут распознать радиоактивную опасность, инфекцию или вирус и не подают сигналы SОS для запуска инстинкта самосохранения. В случае скрытой угрозы голос разума сообщает об опасности, однако в ответ все органы чувств человека посылают в ответ сигналы, что опасности не чувствуют. Сознание и физиология при этом входят в противоречие, и очень часто физическая основа подавляет основу рациональную.

Из-за того, что угрозы стали невидимыми, нас легко можно испугать несуществующей опасностью. Так как, в сущности, мы приучаемся реагировать не на саму опасность, а на сообщение о ней, мы уже не ожидаем и не ищем доказательств угрозы, которая надвигается, потому что уверены: мы и не сможем их найти. Но также верно и то, что мы не сможем обнаружить и отсутствие опасности.

Кроме того, из-за того, что угрозы стали невидимыми и нас легко можно испугать несуществующей опасностью, мы можем в какой-то момент не распознать и сообщение о реальном приближении опасности.

Таким образом, с одной стороны, любые сведения о катастрофах, которые надвигаются, эпидемии и другие беды могут генерироваться кем угодно, в частности, средствами массовой информации у любого количества — обычные люди все равно не могут проверить ведомости, которые им предоставляются. С другой стороны, если информация окажется правдивой, люди ее не отличат от другой в информпотоке и не смогут отреагировать на нее адекватно.

«ВОЙНА МИРОВ»

И третье: на сегодняшний день отправной точкой для определения поведения человека в рамках инстинкта самосохранения является не сама опасность, а то, насколько достоверным является сообщение об опасности, которая грозит человеку.

Хрестоматийной стала история с американским радиоспектаклем «Война миров» по одноименному фантастическому роману Герберта Уэллса.

В ночь праздника Хеллоуин, 30 октября 1938 года, в США транслировалась радиопостановка по роману Герберта Уэллса «Война миров». Пьеса была стилизована под радиорепортаж с места событий. В итоге из шести миллионов людей, которые слушали трансляцию, один миллион поверил в реальность того, что происходит. Возникла массовая паника, десятки тысяч людей бросали свои дома (особенно после призыва якобы представителя власти сохранять покой(!)), дороги были забиты беженцами. Телефонные линии были парализованы: тысячи людей сообщали о якобы увиденных кораблях марсиан или самих инопланетян.

Все начиналось с прямой трансляции оркестра Рамона Ракуэлло, который выступал якобы в нью-йоркской гостинице (в действительности оркестр играл прямо в студии Си-би-ес). Музыка внезапно перерывалась коротким сообщением. Астроном (его играет сам Уэллс) сообщал, что на планете Марс замечены вспышки раскаленного газа. Опять — музыка (около минуты), и в эфир идет новостийный бюллетень. «Неподалеку от фермы Гроуверс Милл, Нью-Джерси, упал огромный пылающий объект», — говорит диктор и дает слово «очевидцу». Тот описывает, как из космического корабля выползают какие-то существа. «Боже мой! — кричит он. — Что-то появляется из тени! Они блестят, как лаковые ботинки под дождем! Но их лица ... — это ... это невозможно описать!» Срочно «включается» веселая музыка, но вот взволнованный голос диктора сообщает, что все полицейские силы Нью-Джерси мобилизованы для отражения атаки марсиан. Выступает «министр внутренних дел», который призывает граждан Соединенных Штатов не поддаваться панике (его голос очень похож на голос президента Рузвельта). Но когда объявляется, что Манхеттен «оккупирован» ужасными марсианами и диктор, издав страшный крик, исчезает из эфира, реакция слушателей не заставляет себя ждать.

Сразу же после передачи в редакцию газеты «Нью-Йорк таймс» было сделано 875 звонков от перепуганных слушателей. Мужчина из Дейтона, штат Огайо, деловито поинтересовался: когда именно, то есть в котором точно часу наступит конец света? Другой спрашивал: «Где можно записаться добровольцем для борьбы с этими ужасными марсианами?» Одна женщина уверяла, что, поднявшись на крышу своего дома в Бронкси, видела дым от сброшенных на Нью-Джерси бомб, который приближается к Нью-Йорку. «Что мне делать?» — спрашивала она.

Несмотря на то, что все полицейские города были предупреждены своим начальством: нападение инопланетян — фикция, убедить в этом возбужденных жителей они не могли.

Власти нужно было шесть недель, чтобы убедить население в том, что никакого нападения марсиан не было. Люди звонили в разные инстанции и продолжали спрашивать: что делать? как уберечься им от вредных пришельцев?

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ

Вывод прост: люди в современном мире оказались полностью дезориентированными. Они не могут адекватно распознавать реальные опасности и, как следствие — адекватно на них реагировать. Инициаторы подобных запугиваний могут вызывать у людей чувство страха, разжечь панические настроения и в результате направить поведение людей в нужное русло.

Противоположную цель преследуют те, кто руководит поведением людей, ничего не сообщая о РЕАЛЬНОЙ опасности, если она не видна невооруженным глазом. Эти действия приводят к тому, что люди, которые ничего не знают о надвигающейся угрозе, продолжают сохранять спокойствие, даже если опасность все ближе. Укрывательство информации происходит в случае реализации плана относительно недопущения паники и отвлечения ее последствий — материальных и/или имиджевых (репутационных).

Как правило, стратегия укрывательства информации об опасности выбирается в том случае, если будущий вред от опасности кажется меньше, чем убытки от последствий паники.

Информационная блокада данных об аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года, по-видимому, самая известная кампания по укрывательству реальной информации об опасности.

Еще одна мировая катастрофа — цунами в Индийском океане в 2004 году — также не обошлась без скандала, связанного с укрывательством информации. Тайские метеорологи не стали сообщать о надвигании цунами из-за нежелания навредить туристической индустрии страны.

Напомним, что в результате цунами, что обрушился на многие страны Индийского океана 26 декабря 2004, погибло почти 250 тысяч человек, в том числе тысячи иностранных туристов. Сотни тысяч людей остались без крыши над головой и лишились средств к существованию.

ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СИНДРОМ

Для того, чтобы НЕ подвергать людей опасности, побаиваясь паники, нужно выполнять последовательность других шагов.

1. Быть В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ готовыми к опасности и рассказать о своей НАСТОЯЩЕЙ готовности людям.

2. Сообщить о реальном положении дел.

3. Отвечать оперативно и честно на все вопросы людей.

Паника, конечно, это следствие целого комплекта событий. Но в том числе это и результат неумелой работы с людьми. Причем тут не идет речь об «успокоении» общества как «неразумного ребенка». Далеко не для всего населения этот метод работает. Иногда среди людей случаются и рационально мыслящие, в них «сюсюкание» и пренебрежительность вызывают лишь раздражение, а может, и ту же панику. Но даже эмоционально иррациональных людей нужно успокаивать без скатывания к отказам в их праве беспокоиться о себе. Потому что самой главной причиной панических настроений является снова-таки рациональная уверенность людей в своей беззащитности и в том, что никому верить нельзя. И в Украине, которая имеет «чернобыльский» опыт, эта точка зрения является не проявлением «суеверия» или «бескультурия» граждан, а является следствием хорошего знания недавней истории страны, в которой они живут.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ