Начало военных действий в Афганистане в минувшее воскресенье стало для наших новостийников вторым (после 11 сентября) серьезным испытанием на «профпригодность». Выдержали ли они его достойно — судить зрителем. А «День» обратился к самим телевизионщикам, которые непосредственно в прямом эфире освещали события воскресного вечера, с вопросами о том, какие сверхзадачи они ставили на тот момент перед собой и какие информационные потребности телезрителей пытались удовлетворить в первую очередь.
Александр КОЛОДИЙ , ведущий-комментатор информационно- аналитической службы телеканала «Интер»:
— После терактов 11 сентября, в общем-то, все понимали, что операция рано или поздно начнется. США на протяжении нескольких недель готовили к этому весь мир. Было бы наивно полагать, что американцы стянут такую армаду техники и ничего в итоге не предпримут: будут сидеть и ждать, пока террорист номер один придумает еще что-нибудь. Поэтому шока по поводу начала операции не было. Был эффект внезапности. Мало кто ожидал, и на то были весомые причины, что операция начнется именно в это воскресенье. Ну, а главную задачу, которая стояла передо мной, можно сформулировать так: достоверно и наиболее полно информировать зрителя о происходящем, опираясь на информацию, полученную от наших корреспондентов в Афганистане и Пакистане, от мировых информационных агентств и в прямом эфире переводить то, что сообщали на тот момент наши коллеги из телекомпании CNN.
Самым трудным, пожалуй, все-таки было разобраться в этом ворохе сообщений. Потому как уже через десять минут после начала операции хлынул такой поток информации, что, казалось, выплыть из него будет невозможно. Можете представить себе, что было через полтора часа, когда появилась информация о начале второй волны ударов, сделали заявления лидеры государств, движения «Талибан», появилась запись выступления Осамы Бен Ладена и т.д. Периодически возникала необходимость подвести предварительные итоги происходящего, обобщить — ведь зрители включают телевизор в разное время — и сложнее всего было «объять» всю информацию, не упустить ничего и четко, сжато, доступно выдать ее телезрителю.
Оперативность, достоверность, полнота, анализ происходящего, предоставление всей палитры вариантов развития событий — все это в совокупности и давало зрителю картину происходящего. Я руководствуюсь принципом, что зритель в первую очередь должен получить ответы на вопросы: что, где и когда произошло, а затем уже узнать мнения политологов, политиков, аналитиков.
Вячеслав ПИХОВШЕК , «1+1»:
— Когда мы делали эту программу, то ставили перед собой задачу подать взвешенную и оперативную информацию об этом событии, сделать серьёзный аналитический обзор. Телезрителю мы стремились подать не простую констатацию фактов, но еще и существенный анализ произошедшего. Нашей целью было — удовлетворить потребности того телезрителя, который, прежде всего, думает.
Иванна КОБЕРНИК , ведущая программы «Факты», ICTV
— Сверхзадача — удовлетворить информационные потребности зрителей. Информационные потребности у зрителей всегда одинаковые — иметь полную картину происходящих событий: оперативные сообщения с мест, компетентные комментарии, позиции разных сторон... Но давайте будем честными сами перед собой — наверное, вечером 7 октября телеканалы думали не только об этом. Это становится очевидным, если провести параллель — а что 7 октября происходило на американском телевидении? После начала бомбардировок свои программы прервали только специализированные новостийные (кабельные и, соответственно, платные, как СNN) или общественные каналы (как ВВС). Ни один эфирный коммерческий канал не проводил марафоны, посвященные началу военной операции ИХ страны в Афганистане. Да, это было первой темой в новостях, которые вышли в свое обычное время. 11 сентября марафоны проводили все. 7 октября только вышеназванные новостийные платные каналы. И я очень сомневаюсь, что американская телекритика обвинит их в неадекватности происходящим событиям. Это можно объяснить следующим образом: 11 сентября произошла трагедия планетарного масштаба, в которой погибли тысячи невинных людей. И эта трагедия требовала мгновенной мобилизации, осмысления и перестройки мышления всего общества. Как передавали информационные агентства, американские коммерческие каналы понесли в тот день сотни миллионов долларов убытков. Никакое коммерческое предприятие не может себе этого позволять часто. Потому 7 октября коммерческое телевидение США не стало прерывать программы, попирая интересы рекламодателей. И если все мы говорим, что свободы слова в Украине нет, потому что она не товар, на котором можно зарабатывать деньги, то давайте признаемся — 7 октября мы наблюдали в украинском телеэфире не борьбу коммерческих предприятий за финансы или прибыль, а конкуренцию за репутацию. Тем более, что 7 октября, несмотря на всю трагичность и драматичность, случилась не планетарная трагедия, а началась военная операция, о подготовке которой все знали, в предыдущие недели анализировали позиции и мотивировки сторон. Началась военная операция, которых Штаты за свою историю провели немало (конечно же, все предыдущие отличались от нынешней). Развитие событий было прогнозированным. Потому ничего революционного в воскресных марафонах не было, кроме всем необходимой возможности набраться опыта.