Посмотреть международный конкурс «Новая волна-2010» украинских зрителей призывали не только телеанонсы на канале «Украина», но и большие рекламные баннеры в киевском метро. Как и положено, яркие и заманчивые. Как и положено, с переводом «для аборигенов» крохотным шрифтом внизу баннера: «Нова хвиля».
Каждый конкурс, тем более тот, который называет себя международным, так или иначе, позиционирует себя в мировом шоу-бизе. Телевизионный музыкальный конкурс в Юрмале имеет давние, еще советские — перестроечные — традиции. По возвращении Латвии к независимому статусу, эта маленькая прибалтийская страна самостоятельно «поднимать» свою «Новую Волну» то ли не захотела, то ли не смогла. Как следствие, в ХХІ веке она подпала под тотальное влияние российского шоу-биза, точнее, российской песенной тусовки. Это наложило ощутимый отпечаток на формат «Новой Волны» и достаточно четко позиционировало ее как такой себе ежегодный «сходнячок» для публики с Брайтон-бич.
Такое позиционирование обеспечивает украинским участникам конкурса стабильное, хотя достаточно специфическое, финансирование. В Украине уже даже появились «поставщики императорского двора» — деятели местного шоу-биза, которые годами специализируются на получении и освоении спонсорских средств для выступлений наших исполнителей на этом конкурсе. В нынешнем году в эфире постоянно звучала фамилия одного из украинских олигархов, которого настойчиво приглашали к финансовому сотрудничеству. И это тогда, когда в Украине вспыхнула эпидемия недофинансирования интересных музыкальных фестивалей, которые нуждались бы в значительно меньших вложениях, чем выступление в Прибалтике. Но украинских спонсоров качественная украинская музыка не интересует. Кстати, еще одно наблюдение: спонсоры украинских артистов на фестивале в Юрмале уже в течение многих лет не афишируют свою причастность к этому действу. Господа, вы же делаете благородное и полезное дело — зачем же прятаться?
ТОЛЬКО БЕЗОПАСНЫЙ ПРОДУКТ!
На каждом конкурсе царит определенная атмосфера. К ней нельзя прикоснуться или почувствовать на вкус. Но она есть. И «Новая Волна» здесь — не исключение. Именно эта атмосфера заставляет украинских исполнителей защищать честь других государств и выступать под чужим флагом. Вспомните «Ирис», классную украинскую певицу Ирину Розенфельд, которая представляла в Юрмале Россию. Именно в такой атмосфере стало невозможным и выступление фантастической украинской певицы Джамалы. Вы разве не заметили, что она в этом году «всего-навсего» исполняла роль телевизионной ведущей? А вот выступить на сцене концертного зала «Дзинтари» в Юрмале ее так и не пригласили. И это после триумфального шествия на этом же конкурсе в прошлом году! Думаю, причины — очевидны. Просто ее продюсеры хотели, чтобы популярность Джамалы «росла стремительно и была массовой, для чего ей предлагали исполнять песни, в первую очередь, на русском языке и записывать дуэты с популярными российскими артистами» (об этом журналистам сообщила сама певица). А Джамала хотела добиться успеха другими путями, без посредничества российской попсы. Но другие пути организаторам, финансистам и, главное, «идеологам» подобных конкурсов не по вкусу. К тому же, Джамала продемонстрировала мировой уровень сценического мастерства и пения. А пропагандировать такой уровень украинского шоу-биза как-то не хочется... На сцене должно быть проверенное и безопасное для российского шоу-биза пение. Например, русскоязычные потуги Ани Лорак. А еще устоявшийся образ не только украинской эстрады, но и всей Украины в виде персонажей-салоедов в шароварах, лентах и «с таким веселеньким произношением», которые «отобраны профессиональным жюри» среди 125-ти претендентов на стадии полуфинала — «творения» Владимира Бебешко и Андрея Кузьменко «Пающие трусы». Утверждаю: отобраны они не случайно. А профессиональностью здесь и не пахнет. Но для огромной аудитории перед телевизионными экранами безразлично, какую дулю держат в кармане шоу-бизнесовые украинские деятели — они же видят ожидаемый результат!
КТО ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ...
Словосочетание, которое дало название этому материалу, одолжено из выступления председателя организационного комитета конкурса. Вообще-то подобные персонажи не очень любят попадать в объективы фото- и телекамер, как сами они постоянно утверждают, «не любят светиться». Но здесь — случилось! Откровенно говоря, его фамилию я даже не запомнил, но пафос сказанного оценил! Он простыми словами объяснил публике основы концепции данного фестиваля, основной, так сказать, идеологический стержень. Он заключается в попытке объединить весь «славянский мир» вокруг московской тусовки. Поэтому имеем конкурс для «русского мира».
Ну что же, кто «платит за музыку» (то есть формирует бюджет), тот и заказывает ее. А платят, между прочим, немало. Например, призовой фонд — самый большой на территории СНГ (сумма, постоянно вращающаяся вокруг ста тысяч евро). И это достаточно весомый аргумент для молодых украинских исполнителей, чтобы смириться с вышеописанной «атмосферой». Еще один аргумент — телевизионная составляющая, которая обещает достаточно большой прирост популярности: конкурс показывают в самом дорогом вечернем прайм-тайме ведущего государственного российского телеканала, он «идет на спутник», в Украине его показывает один из рейтинговых лидеров, причем с повторами.
ТАЛАНТ С ПУСТОТОЙ
Схема финальной части, как правило, достаточно стандартная: концерт-открытие, день мирового хита, конкурсное исполнение хита своей страны, творческий вечер известных российских исполнителей или композиторов (в этом году действо посвящалось творчеству Давида Тухманова), день конкурсного премьерного исполнения песен и заключительный гала-концерт. Как правило, каждый из дней конкурса заряжен пафосом пропаганды «достижений» российского шоу-биза. Для демонстрации «одной планки» с мировой эстрадой практикуется давно известный манипулятивный метод «сендвича». Выступить среди «пугачевской тусовки» приглашают солидных и успешных зарубежных исполнителей: Хампердинк, Лара Фабиан и Робин Гибб (из «Би Джиз»), Джо Кокер и Стив Уандер, «Роксет» и Майкл Болтон. Мировые звезды исполняют одну, иногда две композиции и... тонут в волнах российской попсы.
Но вот парадокс — среди этих волн украинские исполнители из года в год демонстрируют высокий уровень. На этот раз нашу страну, напомню, представили Татьяна Ширко, Иван Березовский и сугубо продюсерское творение — группа «Пающие трусы». К слову, телеведущие все время ставили ударение на букву «у», что заставило одну из боевых девушек кричать в микрофон во время прямого включения: «Мы не трУсы — мы трусЫ!». Кстати, чем не слоган для фирменных футболок?
Относительно молодых воспитанников Олега Черного (известного специалиста по вывозу украинцев на конкурс «Новая Волна»), то они продемонстрировали неплохие вокальные данные. Иногда хрупкая семнадцатилетняя пани Ширко вызывала восхищение изысканной техникой исполнения, а пан Березовский с легкостью извлекал из себя правильные ноты. Но сверхсовременная безжалостная телевизионная техника четко продемонстрировала отсутствие глубины в глазах этих талантливых певцов и пустоту за «голливудскими» улыбками. Исполнителям явно нужно время: на формирование собственной энергетики, эмоций, переживание собственных бед и радостей, побед и поражений. Возможно, именно поэтому пани Ширко не хватило одного балла для победы? А, возможно, свое дело сделала атмосфера «русского мира»... Ведь в решающий конкурсный день «провальную» песню продюсер «научил» ее петь в формате события — на русском языке...
Так или иначе, а вторая премия и 30 000 евро для Татьяны Ширко могут стать целым испытанием. Еще не успели завершиться прибалтийские шоу, как начались местные, украинские. На днях встретил в сети информацию о том, что пани Ширко уже получила почетный знак отличия ее родного города Костополя «За весомый вклад в развитие города и общества», а ее имя будет занесено на Доску почета этого города областного подчинения. Не слишком ли рано для «литья бюстов»?