В прошлую пятницу около двух тысяч украинцев на протяжении шести часов просмотрели 500 рекламных роликов, да еще и отдали за это немалые деньги. Ненасытные любители рекламы заполнили все 12 залов и холл одного из столичных кинотеатров, лишь бы узнать, что в этот раз предложит Жан Мари Бурсико и «Ночь пожирателей рекламы». А предложил он в нынешнем шоу много знаменитостей: певцов, актеров, спортсменов, в числе которых — украинский футболист Андрей Шевченко.
Каждый год Бурсико, французский ценитель рекламы и кинематографа, выбирает 500 самых интересных, креативных, смешных и смелых рекламных роликов из разных уголков планеты, которые потом путешествуют по миру, собирая в залах творцов рекламы и людей, причастных к этому «искусству навязывания товаров». Вся коллекция Бурсико насчитывает около 800 тысяч рекламных и кинороликов. Самому старому уже больше ста лет. Впервые «Ночь пожирателей рекламы» состоялась в Париже в 1981 году. В Украину коллекция Бурсико впервые попала десять лет назад.
Кассеты с роликами в день показа из Цюриха привезла молодая швейцарская помощница Бурсико – Наоми Шамило. Три недели спустя рекламу просматривали парижане. В этом году план организаторов — 160 городов в 50 странах. Цифры поражают. Немаленькая и стоимость такой акции. Виталий Улицкий, руководитель одной из компаний-организаторов, шутя рассказывает, что ему пришлось даже отдать под залог собственную квартиру.
В мире ролики Бурсико имеют возможность увидеть не только избранные, а и широкие массы. Французская телекомпания Canal+ впервые транслировала фестиваль в 1990 году. В Украине это пока что невозможно. Права на показ даже в одном зале стоят совсем недешево, «а у нас их сегодня 12», — объяснил один из организаторов Александр Билоконь.
В общем, отечественные производители нечасто радуют украинских зрителей интересной рекламой.
— Украинское — это хорошо, но жаль, что его нет в нужном количестве, — говорит Виталий Улицкий.
И дело не в профессионализме. Александр Билоконь считает, что «с точки зрения профессиональности, затратности и стоимости рабочей силы мы в авангарде. Но, к сожалению, мы до сих пор поем и танцуем под дудку заказчика». Сам Александр отбирал украинские ролики, которые передадут на рассмотрение во Францию для участия в следующем фестивале. По его мнению, в украинской рекламе слишком много никому ненужного пафоса. Рекламируются товары и услуги премиум-класса. Такое явление не вписывается в мировые тренды, поэтому у нас до сих пор нет ни одного «Золотого Льва», рекламного аналога «Пальмовой ветви».
Каждый год организаторы мероприятия в Украине надеются, что показанные ролики вдохновят кого-то из рекламистов создать что-то необыкновенное и креативное. Пока что отечественные рекламисты не спешат поражать Жана Мари Бурсико, зато с удовольствием просматривают его коллекцию.
Цензуры при отборе роликов нет, поэтому зрители на экране могут увидеть и эротику, и сцены ужасов, и эпизоды ню. Едва ли не наиболее эффектной была социальная реклама, направленная на борьбу с ВИЧ и СПИДом. В отличие от украинских, эти ролики, можно сказать, более смелые и конкретные в своих сообщениях. В одном из них показано несколько пар. Партнер заряжает пистолет и без каких-либо колебаний и эмоций убивает свою партнершу. «Требуйте, чтобы партнер одевал презерватив!» — предостерегает реклама.
Французские креативщики затронули другой аспект проблемы — толерантность по отношению к больным. В ролике парень, а потом и те, кто к нему присоединился, носят табличку «Бесплатные объятия» и дарят объятия людям вокруг. «СПИД таким образом не передается. А любовь — да. Давайте бороться против дискриминации вместе».
Другие социальные ролики призывали быть осторожными на дороге, использовать в автомобилях сидения для детей, помогать сохранить экологию моря, оказывать содействие программе мира на улицах и так далее... Во время их просмотра возникала мысль, что именно такие ролики, которые не завуалировано, а открыто и даже наивно транслируют добро, хотелось бы видеть на украинском телевидении. Вот какой креатив нам нужен!