Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Крещение Руси», или «Как это было», в анимации

12 июля, 2007 - 18:22
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО «1+1»

На канале «1+1» среди документальных исторических проектов несомненный интерес вызовет анимационная реконструкция под названием «Крещение Руси» от «Бабич-дизайн», «СтарМедиа» и общественной организации «Крещение Руси». Это история введения христианства на древнерусскую территорию в соответствии с православным описанием этого процесса. Источником информации для авторов проекта был один из наидавнишних летописных сводов — Лаврентиевская летопись. Консультантом и одним из авторов проекта стал отец Вадим — главный редактор телекомпании «Глас Божий».

Этапов крещения Руси было два: сначала по римскому канону — с конца IX века и весь X век — от Аскольда до Владимира, и по византийскому (греческому) канону — начало XI века — после крещения Владимиров всего населения. С этими же датами связаны и даты начала летописания и создания летописных сводов.

Согласно с православными канонами, которые всё-таки имеют расхождение с историческими изысканиями, рассказ о крещении Руси начинается с путешествия апостола Андрея по Cкифии. На основании множества свидетельств можно с приблизительной точностью составить маршрут проповеди апостола. Он проходил вдоль торговых путей, где было стечение народа, а также по еврейским и греческим колониям, которых множество было в то время на юге Скифии, а также по берегам Днепра, на холме возле которого водрузил крест, с предсказанием, что здесь вскоре будет сиять истинная вера.

Новый и более успешный период просвещения Руси начался в IX веке, когда св. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку, когда Русь из множества разрозненных племен превращается в княжество, происходит крещение князей Аскольда и Дира. После принятия христианства они правили Киевом еще 15 лет, за это время вера смогла довольно сильно утвердиться.

Немалый интерес вызовет история, как всё-таки крестился Владимир, известный ещё со школьной программы как просветитель Руси. Дед его — Олег — был ярым язычником. Отец — князь Игорь — язычником лояльным. А бабка св. Ольга стала началом уже полного обращения Руси в христианство при внуке. После смерти мужа, она отправилась в Константинополь и там приняла крещение от руки патриарха. Сын ее Святослав не принимал христианства, жил беспутно, в постоянных военных походах погубил почти все свое войско. Жрецы внушили ему, что вина этому — отступление от язычества, и он начал гонение на христиан, желая всех их уничтожить, но так и не исполнил своего намерения — был убит на пути в Киев. Воцарился Ярополк, более благосклонно относившийся к христианам. Владимир, в первую часть своей жизни, будучи очень жестоким и властолюбивым человеком, начал междоусобную войну, в которой погиб Ярополк, и захватил власть в свои руки. Но видимо совесть постоянно мучила гонителя, детские воспоминания и наставления бабушки Ольги не давали спокойно жить ему и творить беззакония. Летопись повествует, что князь осознал тщетность язычества и решил принять истинную веру, но медлил. В это время к нему начали приходить послы от различных государств, с предложениями принять ту или иную веру. Он принял христианство, как уже знакомое народу и близкое душе славянства. Но гордость не позволила ему идти смиренно просить крещения, он решил пойти войной на Херсонес(нынешний Севастополь), начал захватывать христианский город и внезапно ослеп. После крещения Господь вернул ему зрение. Владимир отпустил своих жен-язычниц и женился на принцессе Византии — Анне, с которой жил в благочестивом христианском браке всю свою жизнь. Вернувшись в Киев, взяв с собой священнослужителей, он поведал всем о чуде, что с ним случилось и народ, давно знавший христианство, крестился, бросив своих идолов со склонов киевских гор в Днепр.

Хотя историки не согласятся на сто процентов с достоверностью фактов изложенных в документальном фильме, зрителям, тем не менее, будет интересна версия летописи, с которой согласны большинство православных деятелей. Также не останутся без внимания иллюстрации, какими изобилует проект и анимационные эффекты, благодаря которым максимально реалистично изображены перемещения и деятельность исторических личностей.

Вероника ФРАНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ