Новости всех «солидных» телеканалов обязательно имеют блок международных новостей. Большинство украинских телекомпаний вынуждены пользоваться видеорядом и информацией ведущих информационных агентств или услугами отдельных журналистов за границей. Только «Интер» и «1+1» могут позволить себе специальных корреспондентов за рубежом. Конечно, блок международных новостей от этого существенно выигрывает.
Ко Дню журналиста мы поинтересовались спецификой работы спецкоров украинских телеканалов за границей.
Евгения ПРЯНИКОВА , спецкор телекнала «1+1» в Польше:
— Спецкором телеканала «1+1» в Польше я работаю с августа прошлого года. В действительности методы работы польских коллег от наших кардинально не отличаются. Работается здесь абсолютно нормально, поляки содействуют и помогают во всем. Они очень охотно дают комментарии на любую тему. Что касается работы в Сейме, то все политики, даже если они очень заняты, и не имеют времени на польские телеканалы, всегда находят это время для украинских. Многие из них разговаривают на русском или английском языках. В начале своей работы здесь, когда польского языка я еще не знала, мне это очень помогало. Вообще зарубежным журналистам политики, конечно же, более открыты, потому что польские журналисты ставят специфические вопросы, а, например, украинским нужны более общие вещи, тенденции: что происходит в стране. Но я не думаю, что собственно в этом причина. Им просто приятно, что украинские журналисты интересуются жизнью в Польше. Так же хорошо реагируют на украинских журналистов и польские коллеги, мы всегда можем рассчитывать на их помощь — видео, комментарии, контакты.
Кардинально менять свои журналистские навыки мне не пришлось, потому что я все же работаю на украинский телеканал. А вот операторская работа здесь отличается. В Польше снимать без штатива считается нормальным, а в Украине это считается «брак по видео». Здесь операторы бегают по улице и параллельно снимают, и если это панорама, картинка может идти-идти, а потом оборваться. И это считается живой, максимально приближенной к жизни картинкой. А в Украине — статика обязательна.
Анна ГОРОЖЕНКО , спецкор «Интера» в Великобритании:
— В Европе нам, украинским журналистам, труднее всего приспособиться к политике западного образца. Никакого шума, драк в парламенте, высокомерных политиков и дорогих рекламных кампаний. Британцы в лучшем случае знают имена только премьер-министра и нескольких ведущих министров. Они не заполитизированы. 1 мая в Лондоне состоялись выборы мэра — на улицах не было ни одной политической рекламы, только социальная — которая напоминала проверить наличие своей фамилии в списках избирателей. В день голосования многие жители Лондона даже не знали, где находятся ближайшие от их жилья избирательные участки. Смена же городского головы британской столицы не привела к протестам. По-видимому, с нашими реалиями это несравнимо.
Иностранным журналистам на улицах Киева без разрешения городской администрации снимать нельзя. Так же, как в Париже, в Лондоне, в Токио или где-либо в другом городе. Просто мы, журналисты с логотипом или бейджем «Интера», который известен любому милиционеру, таким образом избегаем бюрократии. Однако если агентство «Ассошиэйтед пресс» будет стоять на Крещатике и снимать — и если они будут выделяться из толпы — поверьте мне, к ним подойдет милиционер и спросит разрешение. Я работаю в международной журналистике 12 лет, и везде с законами одинаково.
Так же и трудности везде одинаковые. Договариваться об интервью нелегко, потому что для европейцев Украина — не зона интересов. Однако профессия и профессионализм журналиста-международника всегда определяется тем, насколько быстро ты можешь взять комментарий. По-видимому, наиболее интересными для меня были интервью с лордом — мэром Белфаста, нынешним мэром Лондона. Запомнилась встреча с бывшим боевиком Ирландской Республиканской армии. Он ныне амнистирован и работает водителем кеба в Белфасте. Мы ездили с ним по его родному католическому району, он показывал нам, где были стычки с протестантами. Я словно погрузилась в 70-е. Вообще, Белфаст поразительный город. Ощущаешь, как будто стоишь на бочке с порохом.
Максим ДРАБКО , спецкор телеканала «Интер» в США:
— Что касается организации съемок, то здесь все нужно делать заблаговременно. Американцы работают по расписанию. Посылается запрос по e-mail, его рассматривают и дают ответ. Позвонить по телефону и договориться, как в Украине, о съемке день в день практически невозможно. Все по электронной почте, хотя бы за день-два.
Нельзя снимать детей крупным планом и просто людей без их согласия. Например, посетители больницы могут предъявить иск в суд на больницу, если их там снимали. Даже бомж или проститутка. Это является нарушением privacy, т.е. права на частную жизнь. Есть и курьезные правила съемок. В частности, Белый дом в Вашингтоне можно снимать со штатива только с проезжей части. На тротуаре со штатива нельзя — сразу подойдет полицейский и попросит убрать штатив. С рук снимать — пожалуйста. Кроме того, мы как- то снимали в центре Вашингтона и к нам подъехал, как в фильмах, полицейский на мотоцикле в темных очках. Он попросил документы и начал старательно переписывать данные в свою записную книжку. На вопрос, что случилось: сказал, что все окей, можете снимать, просто ваша камера направлена в сторону Капитолия (здания Конгресса США) и я вынужден записать, кто вы такие. 11 сентября — так они объясняют свои действия.
Вся неамериканская пресса в США должна иметь аккредитацию так называемого Центра иностранной прессы. А вот в здания Конгресса можно зайти просто с улицы (только пройти охрану) без специальной аккредитации (наподобие нашей в Верховную Раду), и проверить, как работает какой-то конкретный конгрессмен.
Здесь приходится приобретать новые навыки. В частности, овладевать новыми технологиями, как перегонять видео по Wi Fi, договариваться о съемках, накапливать связи и контакты. Наконец, достойно представлять телеканал «Интер» и свою страну за океаном.
Оксана БОГДАНОВА , спецкор телеканала «1+1» в России:
— Главные обязательные условия работы в любом зарубежном корпункте — надо понимать, где ты находишься, кто рядом с тобой, какие условия игры здесь существуют и иметь представление, для чего ты здесь находишься. Еще одна важная вещь, хотя с этого лучше начинать, надо постоянно держать под контролем информацию о происходящем и в России, и в Украине. И это не только новости, которые касаются международных отношений, а политические вопросы, культура, спорт... Это огромный объем текста, который ты обязан читать ежедневно, иначе что-то упустишь из виду и потом будет более сложно. Ведь особенность Украины и России — это и единое информационное поле. В Киеве информацию получают одновременно с Москвой. И здесь очень важна постоянная связь с редакцией. Насколько там знают специфику работы в России, насколько могут четко сформулировать задачу, и есть ли вообще понимание, с какой целью был создан корпункт, в частности, в России. Мне в этом повезло. В ТСН (телевизионной службе новостей) работают люди, у которых есть это понимание. И даже несмотря на то, что я нахожусь в нескольких сотнях километрах от Киева, я ощущает себя частью коллектива, а внутреннее понимание этого является также одним из обязательных условий работы журналиста заграницей.
Если ты знаешь, на каком «языке» следует разговаривать с работниками пресс- служб или милицией на улице, тебе легче. В свое время меня удивляло, когда подходили во время съемки и спрашивали документы, это было необычно, но за четыре года работы в Москве проблем не возникало, ведь есть постоянная аккредитация российского МИДа. Мы находимся здесь официально. Сейчас я уже точно знаю, где можно снимать, а где съемки следует согласовывать предварительно, например, на Красной площади, на правительственных трассах. Сначала приходилось также переходить на другой темп жизнь. Здесь даже люди на улице ходят значительно быстрее. Все решения принимаются очень быстро. Очень быстро появляется информация, быстро теряется. Если ты уехал на три-четыре дня, ты должен в следующие два-три дня тщательно изучать то, что произошло, и возвращаться в этот ритм, иначе ты отстанешь.
Есть еще одно правило, которое я поняла уже здесь в России, наблюдая за некоторыми нашими соотечественниками. Это правило не имеет прямого отношения к журналистике, но обязывает меня к определенной ответственности. Ведь я — украинский корреспондент, я нахожусь в другой стране. А поэтому я не имею права критиковать свою страну. Это дурной тон. Если ты не уважаешь свою Родину, то ты не уважаешь себя, а соответственно и к тебе будет такое же отношение.
Мне значительно облегчает работу в Москве и то, что я не просто иностранный журналист в России, я — представитель украинской телекомпании. За четыре года наш корреспондентский пункт ни разу не получал отказ, мол, вы с Украины, мы не будем общаться с вами, какие бы напряженные отношения ни были.