9 сентября 1913 года в киевском небе над Сырецким аэродромом впервые в мире был выполнен невиданный в то время вираж — мертвая петля. За штурвалом самолета сидел военный летчик Петр Нестеров.
С тех пор эта фигура сложного пилотажа получила название «Петля Нестерова». А мертвой ее называют потому, что она представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. До исторического полета Петра Нестерова эта фигура была рассчитана лишь теоретически и на практике никем не была выполнена, ведь в то время даже горизонтальные развороты выполнялись без наклона. Заслуга этого выдающегося пилота в том, что он стал использовать подъемную силу крыла. Своим расчетам он доверял настолько, что даже не пристегнулся перед взлетом, в надежде на центробежную силу, которая должна была удержать его в кресле в верхней точке петли! Он не ошибся, и этот маневр стал началом высшего пилотажа.
Лично у меня с фигурой Петра Нестерова связана другая история. Первое написанное мной эссе с иллюстрацией было опубликовано в небольшом молодежном журнале под названием «Петля Нестерова»... Поэтому эта «петля» и для меня стала началом, конечно, не высшего пилотажа, но серьезного увлечения письмом и рисованием.