Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто кого перепоет?

27 сентября, 2002 - 00:00

Телевидение, радио, Интернет сейчас стремятся привлечь к себе внимание как можно большей аудитории. Девиз «рейтинг — все» стал правилом. И если всеукраинские каналы в своем следовании ему наводняют телерынок разноплановым продуктом, опять же, для того, чтобы охватить больший слой зрителей, то музыкальные каналы выходят из ситуации, придерживаясь тех же — массовых — вкусов в эстраде.

В начале развития украинского телевидения при наличии всего трех общенациональных каналов — УТ-1, УТ-2, УТ-3 — музыка в массы поступала редко и порционно. Тогда в этом смысле преуспел «третий» УТ. Набиравшая обороты харьковская студия «Приват-ТВ» запустила в эфир «Рэп-обойму», о музыкальном направлении которой говорит само название. Анатолий Весклярский на этом же канале «породил» рокерский «Джемикс». Это были одни из первых форматных музыкальных программ — альтернативный ответ «массовой» «Утренней почте».

Сегодня музыки стало намного больше, и доказательство этому — ряд специализированных музыкальных каналов. Первопроходцем здесь стал «ОТV». Взяв за основу интерактивное телевидение с финансовым уклоном, канал и сейчас напоминает «Концерт по заявкам». И сегодня там можно заказать песни из репертуара Тани Булановой начала ее творческой карьеры. Эта же специфическая особенность канала позволяет за небольшие деньги «раскрутить» песенку заведомо провальную. Если бы не этот канал, телезрители никогда бы не узнали, что есть певица Алика и что Анжелика Рудницкая настолько популярна, что ее видео заказывают по два раза кряду. (Кстати, музыкальный проект последней — «Территория А» (ICTV) — по непонятным причинам, пользовался успехом у региональных тинэйджеров. Возможно из-за присутствия на вершинах хит- парада Юрка Юрченка, который был «территориальной» «альтернативой» Александра Пономарева, и из-за частых гастрольных туров своей команды исполнителей.) Хотя есть у канала «ОТV» и своя «фишка», отличающая его от других — новости Интернета. Здесь иногда можно почерпнуть полезную информацию.

Совсем недавно во всеуслышанье заявил о себе канал «М1» — как первый всеукраинский музыкальный канал. Креативные идеи канала соответствуют импортному названию. «Хедлайнерами» канала смело можно назвать программы «POP.ua» и «Русские горки». Первая из них является хит-парадом антипатий, то есть телезрители голосуют за тех, кого хотят убрать из эфира. Ведущий этого проекта, колоритный афро-украинец Мирослав Джонович Кувалдин (солист группы «The Вйо»), иногда выглядит не очень убедительным, но всегда веселым. Паровозом «Русских горок» управляет остряк Сашко Положинский из группы «Тартак». Эта программа начала свой вояж с телеканала ICTV, для которого она производилась все тем же «М1». Теоретически, если попробовать объединить ведущих этих двух проектов в одном шоу и дать им побольше свободы в эфире, то, возможно, из них получились бы отечественные Бивис и Батхед.

Следует отметить, что ведущие новостей канала «М1» имеют экзотическую внешность, непредвзятость и хорошо поставленную речь. Было бы неплохо, если бы продюсер «М1» Александр Асаулюк возродил на этом канале свою программу «Ассоциации», выходившую раньше на УТ-2. Хотя, хозяин — барин. Дневной блок «Хорошоу» интересен по идее, но несовершенен, как и предыдущие попытки других каналов создать программы для молодежи. Улыбки ведущих натянуты и не выглядят «голливудскими», хотя со времени первого выхода программы пора бы уже привыкнуть к камерам и звонкам зрителей. Отдельный момент — бегущая строка внизу экрана. Можно «убить» время, созерцая сообщения от одной, двух, трех девушек, поочередно или вместе желающих познакомиться. Ждешь, что в любую минуту может выскочить сообщение: «Сынок. Отвали от телевизора. Твоя мама». Нельзя не отметить гражданскую позицию в подходе «М1» к программной сетке. В день траура по погибшим во время «скныливской» трагедии канал целый день транслировал классическую музыку, в то время как другие не меняли сетку вещания. Еще одно новшество на украинском ТВ и на канале «М1» — «Web-камера». Телезритель может на время почувствовать себя папарацци, «подсматривая» за жизнью других людей.

Особую нишу занял телеканал «Enter» — дорогой и качественный телемузыкальный проект. Постоянный онлайновый диалог со зрителем последнему может преподнести в подарок поездку на фестиваль или встречу со звездой. А если эта звезда Мобби, то не стоит объяснять финансовые возможности канала. Утренний блок «Ранощі» всегда полон свежей музыкальной информации. При проведении кастинга на роль ведущего этого блока претендовало немало кандидатов, но выбор почему-то пал на Крапку — немного дерганую девушку. Особо хочется отметить ведущего новостей Олексу. Если все украинские ведущие заискивающе говорят о любой западной «звезде» или событии, то он не боится критиковать, подкалывать и высмеивать «мэтров» мировой музыки. Благодаря этому зритель может почувствовать себя ближе к музыкальному Олимпу. На канале очень много свежих клипов и концертов. Ограничений формата здесь нет — музыка настолько разноплановая, что держит возле экрана как почитателей слащавой попсы, так и любителей жесткого хард-рока. Проекты «Document» и «Perfomans» — это уже прецеденты в украинском телеэфире. Первый — программа о том, что вы хотите узнать о биографии своего кумира. Второй — концерт, на который хотели попасть, и... попали... путем нажатия кнопки на пульте дистанционного управления. В общем, «Еnter» можно смело назвать самым сильным музыкальным каналом, если бы не одно «но». Сегодня киевская компания «Воля» перестала транслировать канал в узкополосном кабеле и тем самым лишила многих зрителей качественной музыки.

Из неспециализированных сетевых каналов СТБ также имеет свой сегмент музыки в эфире — это «Biz-ТV». Сегодня они уступили в мощности, но догнали в качестве. Студии, оформленные в «американском» стиле, придают программам определенный колорит. Старожил канала Глеб-G не перестает удивлять зрителя безбашенными прическами и скользкими темами разговоров.

Ни для кого не секрет, что до уровня американского МTV или французского МСМ нашим музыкальным каналам еще расти и расти. Возможно, главная причина отсутствия перспективы роста — это мизерное количество в эфире качественной отечественной музыки. Если кто из украинских исполнителей и выпускает достойный клип, то его затаскивают «до дыр», пока не появится новый. Однако стоит отметить желание наших музыкальных каналов совершенствоваться, искать свои фирменные «фишки» и завлекать в свои сети как можно больше зрителей. А сможем ли мы предложить украинский конкурентоспособный канал (для начала хотя бы европейского уровня), покажет время.

Владимир ДЕНИСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ