Сегодня трудовыми мигрантами являются приблизительно 2,7 миллионов граждан. Эксперты от общественности утверждают, что их в действительности — в разы больше, особенно — временных. Основные страны-реципиенты — Польша, Россия, Чехия и Италия, Австрия, Германия. Работников делят на краткосрочных, которые работают и приезжают, и долгосрочных (35-40% от общего количества), которые надежно закрепились за рубежом и, скорее всего, там останутся. По данным специалистов Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи, после 2013 года в Украине состоялся рост трудовой миграции (внешней), в течение 2017—2018 годов миграция относительно стабилизировалась, но в настоящий момент остается высокой. Заведующий отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований имени М.В.Птухи Алексей ПОЗНЯК говорит, что часть из долгосрочных мигрантов уже не вернется в Украину, часть вернется, если будет расти экономика, более того — государство будет демонстрировать целенаправленную политику для возвращения трудовых мигрантов.
К сожалению, пока такой политики в Украине нет, потому ситуация — достаточно угрожающая как в экономическом, так и в демографическом понимании.
«МИГРАЦИОННЫЙ «ПОРОХОТЯГ» БУДЕТ ВКЛЮЧЕН НАМНОГО МОЩНЕЕ»
«Мы большое внимание уделили государственным миграционным политикам стран-соседей — это Восточная Европа, плюс страны Западной Европы — Германия, Австрия, Польша, Венгрия, Румыния, Чехия. Сегодня эти страны создают программы привлечения мигрантов, при этом — на долгосрочную перспективу, они открывают рынок, чтобы люди переезжали туда, желательно — с семьями, платили там налоги и тому подобное. Программы имеют немало стимулов, чтобы мигранты забирали семьи с собой — это один из главных вызовов для нас во внешней политике. Потому что они за наш счет будут решать проблемы, которые существуют в их в демографической ситуации, — рассказал эксперт Института будущего Игорь ТИШКЕВИЧ. — Так, в частности, Германия планирует привлечь 1,2 миллионов украинских мигрантов на свои рынки труда, Польша — 1,5 млн. В Германии, Австрии, Польше, Чехии, а также Нидерландах и странах Балтии приняли новое трудовое законодательство, которое с 1 января 2020 года либерализирует процедуру выдачи документов трудовым мигрантам из Восточной Европы. Они ориентируются на Украину, Россию, Беларусь. Тогда миграционный «порохотяг» будет включен намного мощнее».
Специалисты отметили, что в начале 2019 года в Украине было 13,4 миллионов налогоплательщиков и почти 13 миллионов пенсионеров. Миграция угрожает тем, что количество налогоплательщиков будет уменьшаться. И обеспечивать рост экономики будет никому. К тому же если мигранты будут забирать семьи, то и переводы, из-за границы в Украину, которые тоже стимулировали экономику, упадут.
«КАЖДОЕ СЛОВО НАШЕГО ПОЛИТИКА СТОИТ КОНКРЕТНЫХ ДЕНЕГ»
«В настоящее время в Европе очень много правых политических сил исповедуют антимиграционную политику, особенно относительно мигрантов из Ближнего востока и Африки. Очевидно, и это будет побуждать руководство стран привлекать мигрантов именно из Восточной Европы, в том числе Украины, в эти страны. Потому что выходцы из Восточной Европы — культурно ближе к ним, — считает эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Илия КУСА. — Особенно такие настроения ощутимы в Германии, где усиливаются правые силы как оппозиция. Также — в Италии и Австрии, в Венгрии же — вообще самый низкий уровень рождаемости в регионе. Плюс фактор России: нужно помнить, что они имеют те же проблемы, их демографическая ситуация имеет негативные тенденции. И потому они ждут украинцев. В настоящий момент власть взялась за ФОПов: после того как наши депутаты заявили о борьбе с ними, за 1 месяц из Украины в Беларусь выехало 200 программистов. Это свидетельствует о том, что каждое слово нашего политика стоит конкретных денег».
Специалисты отмечают, что миграционная политика стран Евросоюза — открытая: да, в программных документах Польши есть перечень пяти стран, из которых должны привлекаться иностранцы, в Чехии — шести, Германии — восьми, и так — почти во всех странах-соседях. При этом изменилась структура: если раньше спрос был на неквалифицированных рабочих, то сейчас борьба идет за квалифицированных украинских специалистов.
Даже в таких непростых условиях в Украине еще есть внутренние ресурсы, говорят специалисты. В частности, речь идет о жителях оккупированного Донбасса и Крыма, которых, при условиях проведения соответствующей государственной политики, можно привлекать на рынок труда. Также это касается имеющегося трудового ресурса Украины, который пока не мигрировал, но риск потерять который достаточно значительный. Специалисты считают, что кроме внутренней миграционной политики следует продумывать внешнюю: как привлекать мигрантов из других стран. Конечно, говорится о странах Азии, Африки. Политика должна быть продуманной, чтобы это не вызывало социальных проблем.
Даже в таких непростых условиях в Украине еще есть внутренние ресурсы, говорят специалисты. В частности, речь идет о жителях оккупированного Донбасса и Крыма, которых, при условиях проведения соответствующей государственной политики, можно привлекать на рынок труда. Также это касается имеющегося трудового ресурса Украины, который пока не мигрировал, но риск потерять который достаточно значительный. Специалисты считают, что кроме внутренней миграционной политики следует продумывать внешнюю: как привлекать мигрантов из других стран. Конечно, говорится о странах Азии, Африки. Политика должна быть продуманной, чтобы это не вызывало социальных проблем