В конце года традиционно принято подводить итоги наиболее памятных событий, которые повлияли и продолжают влиять на нашу жизнь. Если говорить о медиасфере, то 2017-й был для журналистики в целом и журналистов в частности довольно насыщенным. В этом году появлялись новые каналы, в частности ярко о себе заявил «Прямой», было создано Общественное ТВ и избран Наблюдательный совет, начали действовать языковые квоты на ТВ и радио. Вместе с тем остается излишне актуальной тема борьбы с российской пропагандой, в частности на востоке Украины. И в этом направлении, прежде всего, заслуживает внимания работа медиаволонтера Анны Домбровской. Она, будучи русской по национальности, на протяжении года активно продолжала борьбу с кремлевской пропагандой в зоне проведения АТО, объявив сбор средств на печать части тиража газеты «День». Еженедельно Анна распространяет в прифронтовых городах и селах 7 тысяч экземпляров нашей газеты. Кроме этого, в журналистике и до сих пор, даже во время войны, остается недостаточно людей, готовых проявлять гражданскую позицию, а некоторые известные медийщики активизировали борьбу с «языком вражды», призывая коллег не называть террористов — террористами, а украинских воинов — защитниками.
Подбивая итоги 2017-го, «День» обратился к экспертам с просьбой проанализировать «плюсы» и «минусы» медиагода.
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ РАСТЕТ»
Зоряна ТЫВИН, заведующая отделом Львовского филиала ПАТ «НСТУ», автор и ведущая проектов «Політична шахівниця» и «Карта реформ»:
— В целом в мире в настоящее время остро возникла проблема популизма. Эта тема, в частности, обсуждалась на Всемирном форуме демократии, который организовывал Совет Европы. Представители со всех континентов сошлись на том, что в настоящее время на журналистов возложена колоссальная ответственность за то, что транслируется в информационное пространство.
Если бы было больше грамотной работы с информацией, то, наверное, меньше было бы проблем в разных странах. Относительно темы баланса мыслей в журналистских материалах, то допускаю, что, возможно, в дальнейшем возникнет вопрос о пересмотре того, как освещать ту или иную информацию. Ведь предоставляя равный доступ к средствам массовой информации разным политикам, мы даем также много возможностей популистам выступать и доносить свои взгляды до общества. Ответственность журналистики растет. В следующем году эта тема будет обсуждаться еще больше во всех странах мира. Посмотрим, например, на некоторые новые украинские каналы, где часто транслируются мнения, которые выгодны абсолютно не нашей стране, а государству-агрессору.
Важно, что в этом году было обнародовано немало владельцев телеканалов. Теперь мы имеем возможность получать информацию, кто из политиков и чьи финансы стоят за тем или другим СМИ. В наше время необходимо больше учить людей медиаграмотности, чтобы они могли сами ориентироваться в информационном пространстве. В том вале информации, который на нас постоянно давит, важно правильно разобраться. Однако вопрос в том, кто должен учить общество медиаграмотности? Думаю, что государство.
В то же время мы видим недофинансирование Общественного вещателя, что было в этом году. Как будто и реформа сработала, однако ее нужно было поддержать финансово. Это нужно, чтобы привлечь к общественной телерадиокомпании профессиональных специалистов, которых бы потом можно было удержать здесь. Но у нас нехватка средств. От этого, конечно, в первую очередь пострадают региональные филиалы Общественного вещателя. Как следствие, внедрять реформу качественно будет довольно непросто.
Событием года в информационном пространстве я бы назвала выход книжки «Корона, або Спадщина Королівства Руського». Это издание, которое открывает глаза на историю. Я очень хотела бы, чтобы такая книжка была в каждой семье. Все собранные здесь статьи, материалы, исследования... Не все это есть даже в учебниках по истории. Важно, чтобы новое поколение имело правильное понимание истории Украины. Поэтому, бесспорно, это издание заслуживает отличия среди знаменательных событий 2017 года.
«СМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГЕНЕРАТОРОМ ИДЕИ ЕДИНЕНИЯ»
Ирина КРАВЧЕНКО, тележурналистка, Винница:
— Подытоживая 2017 год, не хочется начинать с характерных тезисов новогодних обращений всех без исключения президентов: «Этот год был сложным», но так и было. С одной стороны, война — попытка реформировать страну семимильными шагами, с другой — политические интриги, разборки, когда не можешь избавиться от ощущения, что ты — простой украинский гражданин — лишь зритель в театре, в котором ставят тот же спектакль с нехитрым сюжетом, только актерский состав меняется время от времени. И это — огромный минус. Ведь этой информацией, как губка, напитывается контент, и именно этим СМИ изо дня в день «кормят» своих «адептов». И социсследования уже говорят: уже не так важно «бандитам — тюрьмы», дайте хлеба без зрелищ.
Но благосостояние может формироваться только при стабильности и спокойствии, благодаря реальным преобразованиям в экономике. Экономика — это мы, люди, наше благосостояние. Дайте людям надежду. А что делают наши СМИ? Едва не откровенно говорят: собирайте вещи и уезжайте отсюда, благо — «безвиз» имеем. И мы опять возвращаемся к исходному вопросу: кто является СМИ и какова их миссия?
Можно принять законы красивые, актуальные — об информации, СМИ, публичности, общественном телевидении... Можно ввести языковые квоты, запретить враждебные ресурсы. Но как воспринимает эти мероприятия медиасообщество и потребитель? Выполнить «для галочки», чтобы с государством не было проблем, или быть движителем изменений по внутренним убеждениям? Насколько важным является язык СМИ? Насколько принципиальной должна быть позиция украинских СМИ? Насколько независимым может быть общественное телевидение? Кем должен быть сегодня журналист — рассказчиком событий или больше? «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Именно эти строки кажутся в настоящее время даже сакраментальными...
Внутреннее решение для каждого медийщика должно опираться на запросы общества — того же общества, которое мы хотим называть гражданским. Ничего нового — честность, отсутствие фальши, желание потреблять не рафинированный продукт, а натуральный. Считаю, что это именно тот вектор направления, который будет определять и в следующем году развитие медиапространства. И эта реальность без купюр проникает во все медиа. Особенно на телевидении, даже региональном. Стримовые включения — уже требование времени.
Медиакартина года для нас, винничан, не была бы полной без калиновского пазла. Такая шоковая терапия вынуждает делать СМИ качественные прыжки без переходных этапов. Мы это увидели на примере наших местных ресурсов. Пришлось работать в боевых условиях в прямом и переносном смысле — между правдой и провокациями. Поэтому важнейший вывод — СМИ должны быть генератором идеи единения — от локальных случаев до общенационального измерения.
Вот круг и замкнулся. Один журналист в поле не воин. Есть редакция, коллектив, сообщество, есть те, кто стоит за медиаресурсом. Готовы ли эти фигуры изменять формат работы? Не знаю! Поэтому верю, что все же «коллективный журналистский разум» как реальная господствующая сила станет той альтернативой влияния, источником власти, которую невозможно покачнуть. И это будет власть влияния — благотворного и ответственного, что будет пользоваться сильным доверием людей.