Глянув на экран телевизора и увидев там очередное эстрадное телешоу, невольно задумаешься о том, КАКИМИ представляют телезрителям наших же эстрадных звезд наши же продюсеры-шоумены? На наш взгляд — это «люди без добродетелей». Почему? Попытаемся объяснить далее.
Когда порой наталкиваешься в каком-то кафе или в гостях на диск то ли Джо Дассена, то ли Шарля Азнавура в голову никак не приходит, что перед нами «человек без добродетелей» — столько в них мастерства, высокого достоинства и таланта, которые подчиняют и будут подчинять сердца еще спустя много лет. Когда же смотришь на беспомощное выражение лица Ани Лорак, которая оказалась, как та бабка перед «Золотой рыбкой» — хочу, но не знаю, смогу ли? А самое главное, что в самой поющей стране мира ей не из чего выбрать, чтобы спеть на Евровидении! Где же наши добродетели?
Когда я еще ребенком попала с родителями — кинооператором Александром Сусским и главным инженером студии «Укртелефильм» Юлией Ефимовой — на открытие в Киеве Первого фестиваля телевизионных фильмов в нашей стране, поверьте, это воспоминание сохранилось у меня на всю жизнь. А именно, сохранилось ощущение атмосферы высокой требовательности и духовного братства, которое объединяло тогда молодых кино- и телехудожников (тогда все были молодыми как и само искусство, которое они представляли). Почему же теперь мы не проводим таких фестивалей, и неужели нашим телевизионным «мыловарам» не интересно, какое именно из милых их сердцу «мылосозданий» лучше всего? Особенно меня поразило последнее создание — «Заколдованная любовь». До чего же нужно было «долететь» творческой мыслью, чтобы вылететь на обочину даже уже такого накатанного «мыловаренного» движения? Постоянно переключая телевизор с канала на канал, можно сегодня скроить несколько новых, совсем неплохих сериалов, просто вставляя туда эпизоды из разных фильмов. Будь у меня дома профессиональный видеомонтажный стол, я бы давно уже такое сделала, не ради «прикола», а чтобы очень профессионально ( ведь сама была около 10 лет режиссером телевидения) и даже с удовольствием — показать насколько их сюжеты подходят друг к другу. Но... Опять возникает вопрос: «А где же искусство? И куда же делись наши добродетели?»
Когда в начале прошлого века бурлило очень увлекающее тогдашнюю молодежь художественное движение Декаданса, его главным девизом было (слоган — по нынешнему) «Искусство для искусства», под которым понимался приоритет интересов художника, а не зрителя, которого художники должны увлечь и вести за собой. Я так хотела бы узнать, куда хотят меня вести создатели «Татьяниного дня» (а это еще не из худшего сорта «мыло»), какую судьбу для сегодняшней женщины все же считают счастливой творцы «Атлантиды», и зачем мне снятся постоянно жалобные глаза Уваровой?
Почему с легкой руки продюсеров современного телевидения интересы зрителя оказалась «за бортом»? И скоро ли нам бросят спасательный пробковый круг для спасения в этом водовороте повторяющихся сюжетов, актеров-масок, которые переходят из одного сериала в другой, чтобы только насытить прайм-тайм очередным макетом для вклеивания рекламы?
К нашим рекламодателям у меня вопросов нет: они как те водолазы, которые, как известно «большое дело... спокойно делают в воде!» А кто же заботится об интересах зрителя?
Единственная профессиональная команда, которая не может поступиться принципами своей оперативной работы — это службы теленовостей. Я низко кланяюсь тем, кто работает в них сейчас и тем, кто создал основу, дал стойкие ориентиры профессиональной работы, скажем откровенно — на уровне лучших мировых образцов. Нужно вспомнить и первопроходцев нашей «новостийной» скамейки — сотрудников Главной редакции информации Украинского телевидения, знаменитой «Актуальной камеры», которой недавно отмечали юбилей — 30 лет. Если бы не эти высокопрофессиональные традиции, не было бы сегодня высококлассных новостийных дикторов: С. Добровольской, А. Мазур, др.; не было бы и репортажников, которые переросли свой жанр и основали свои документальные проекты — В. Скачко, Д. Цаплиенко, В. Стогния и др. Но чего стоит телевидение, где нечего смотреть, кроме выпусков новостей?!
У современного телевидения нет другого выхода, как повернуться лицом к интересам и запросам зрителя. А для этого, самое первое, их нужно знать, а значит — постоянно изучать. Во-вторых, срочно решить дилемму: деньги или содержание, реклама или творческое мастерство и достоинство творца? Здесь главное не разрушать уже созданное, не отбирать землю у известных киностудий «Укртелефильм» и им. А. Довженко (сотрудники которых день за днем вынуждены отбивать рейдерские атаки), а вернуть им бюджетное финансирование для создания отечественного телекинопродукта на настоящем профессиональном уровне.
И в-третьих, наконец, обратить внимание на то, что у телевидения подрастает мощный молодой конкурент — интернет, который уже сегодня оторвал, хотя статистически и небольшую часть населения, преимущественно молодежь, от телевизионного экрана и пересадил ее на другой стул — к монитору персонального компьютера. Но их будущие отношения настолько интересная и непростая тема, что мне хотелось бы посвятить этому отдельный разговор. А сегодня хочется закончить, еще раз напомнив наш риторический вопрос: «Куда же делись наши добродетели»? И пригласить к диалогу на эту тему, возможно, и других художников и специалистов масс-медиа, которым небезразличны интересы аудитории и их собственное ближайшее будущее...