Мир страшный... Ежедневно мы видим, слышим и читаем об ужасных катаклизмах, терактах, войнах, преступлениях. Все это льется на нас бесконечным грязным потоком с экранов кинопроката и телевидения, со страниц газет и журналов. Мы уже даже привыкли к этим ужасам и не замечаем того, что во времена светлой нравственности показалось бы человеку невозможным.
Собственно этот текст — рефлексия на слова докладчиков семинара «Ответственность масс-медиа в современной культуре насилия», который состоялся 15 октября в Украинском католическом университете.
О проблеме освещения каких-то ужасных событий уже давно пора не просто говорить, а энергично действовать. Однако все упирается в понятие массовости. Существует давняя аксиома: массы создают СМИ, которые влияют на те же массы, вследствие этого имеем какой-то заколдованный круг. Люди жаждут зрелищ, СМИ дают эти зрелища, люди потребляют и деградируют, потому что чем далее, тем примитивнее зрелища, тем более низкопробный юмор, тем более жестокая реальность. Любое коммерческое средство массовой информации идет за вкусами своих читателей, зрителей или слушателей. Поэтому все, кроме специализированных, вписываются в какой-то формат (что, в общем, является стереотипом) и в погоне за потребителем появляются сенсационные фотографии, которые почему-то поражают человека не красотой, а жестокостью, ужасами.
Из собственных наблюдений могу сказать, что на сегодняшний день в украинском информационном пространстве наибольшее количество информации связано с выборами, войной в Ираке и разнообразными террористическими актами, причем чем более ужасные кадры показывают, тем больше аудитория. Происходят какая-то визуализация зла, создание ему позитивного имиджа. В этом смысле я поспорил бы с термином «культура насилия», потому что насилие и культура в классическом понимании этих понятий ничего общего не имеют. Насилие не может быть культурным, можно насаждать силой культуру, но при этом сила остается силой и ничего хорошего это не принесет.
Собственно, философская причина насилия одного человека над другим, по-видимому, таится в историческом прошлом. Если посмотреть на эту проблему глобально, то можно проследить такую тенденцию: в связи с тем, что в ХХ веке в мире было много людей, которые ощущали на себе методы правления диктаторов, у них создавалось впечатление преимущества силы. Собственно это исходит еще от ницшеанской теории сверхчеловека, взятой на вооружение фашистской пропагандой. В самом культе силы нет ничего плохого — при условии отсутствия диктатуры этого культа. Во время диктатуры и творится насилие одного человека над другим, одного человека над несколькими и одного или нескольких людей над всеми людьми. Диктатура, а следовательно, насилие, по обыкновению, осуществляется по ограниченному количеству признаков, в частности таких: принадлежность к определенной религии, нации, расе, языковой группе и характеризуется жаждой диктатора к тотальной власти над себе подобными.
Колоссальную диктатуру установили средства массовой информации. Потому что они являются монополистами на рынке донесения данных до потребителя, т.е. иногда совершают диктат информации именно через свое естественное монопольное положение. В конечном счете, потребитель может просто переключиться на другой канал или взять другую газету — скажете вы, но это не изменяет ситуацию, потому что каждый канал или газета коммерческого характера «пропихивает» свою политику, а следовательно, освещает события с точки зрения, выгодной ей, «гоняясь» при этом за потребителем и предлагая ему чем дальше, тем более ужасную продукцию. И единственный выход из этой ситуации — «реформирование» человеческой психики. А это длительный и сложный процесс, руководить которым сейчас никто не умеет, и вообще неизвестно, существует ли он.
Но перейдем к нашей реальности: мощная скрытая пропаганда насилия уже несколько месяцев висит над Украиной. Как утверждает Николай Княжицкий — докладчик семинара — вся предвыборная агитация в Украине построена на насилии. Также ненормальным является номинирование на Нобелевскую премию мира за развязывание войны, пусть даже направленной против диктатуры. Война ради мира — это еще одно искажение понятий!
Но в конечном итоге все упирается в образ человека. Насилие совершает человек, уподобляясь при этом животному. Помочь здесь могут Церковь и мораль. Но все зависит от нас с вами, потому что только нам решать, где добро, а где зло. И чтобы различать это, нужно иметь ум и сердце. Когда человек является человеком, то эти два атрибута ему непременно принадлежат, следовательно, путь к духовности в наших сердцах — просто нужно формировать спрос на добро, и СМИ будут продуцировать добро, но ответственности за противоположное с них никто при этом не снимает. Как и благодарности за позитив, кстати...