На сегодняшний день готовы четыре фильма (16 серий) сериала,
а всего автор идеи Лидия Казберова (оператор — Сергей Борденюк) планирует
отснять 9 фильмов (36 серий) цикла «Женские откровения», хотя надеется,
что проект будет расти. Этот сериал, в котором удачно совмещены элементы
игрового кино и публицистики, уже во время премьерного показа первого проекта
цикла — фильма «Сиротство» (в мае-июне этого года на том же телеканале)
стал заметным событием в отечественном телеэфире. Об этом уже писала в
июне в своей телеколонке наш обозреватель Наталья Лигачева. Теперь каждую
среду на телеканале СТБ будет демонстрироваться одна серия нового фильма
цикла «Женские откровения», в которых речь идет о проблемах сиротства,
взаимоотношениях детей и взрослых, трудных подростках и т.п. А проблемы
эти воспринимаются в нашем обществе болезненно и … привычно. Сквозь панцирь
этой привычности и равнодушия и пытается пробиться автор фильма. Благодаря
несколько пафосной интонации (придавая слову «пафос» не ставшее привычным
несколько негативное значение, а буквальное, словарное — «страстное воодушевление»)
Лидия Казберова умеет задеть за живое. Можно по-разному эту авторскую интонацию
воспринимать, но то, что программа имеет реальные результаты (после показа
фильма «Сиротство» двенадцать детей из Дома ребенка «Березка», в котором
осуществлялись съемки, были усыновлены), говорит о многом.
Однако есть и одно досадное «но». Когда «Женские откровения»
пошли в эфире нынешней осенью опять, начиная с первой серии, зритель вдруг
с удивлением обнаружил рядом с огромными печальными глазами детей — обитателей
детдомов — еще чьи-то глаза, взрослого дяди. Когда поменяли план — мы увидели
вдруг, что это, оказывается, глаза не детского, скажем, врача или директора
детдома, или, может, отца ребенка... нет, это были глаза политика — Александра
Мороза, при поддержке которого снимаются новые серии «Женских откровений».
Крупный план главы Социалистической партии Украины появляется в фильме
таким образом несколько раз... Бесспорно, поддерживая уникальный проект,
Александр Мороз делает нужное дело. Но вот насколько уместна с этической
точки зрения политическая реклама в передаче о детских бедах? Да и с эстетической…
Согласитесь, когда на самой щемящей ноте фильм вдруг прерывается и громогласно
сообщается, что «проект создается при поддержке …» и далее по тексту, как-то
разрушается вся композиция программы (а, соответственно, и впечатление
от нее). Пожалуй, намного более уместным было бы использование лишь соответствующей
ссылки в конце передачи. А такого рода «реклама» производит, скорее, эффект,
обратный ожидаемому.
Михаил МАЗУРИН, «День»
УТОЧНЕНИЕ
В тексте Ольги Герасимьюк «Евразийский телефорум: Кто
в СНГ лучше чихнет?» («День», 13.10.2000 г.) редакцией была допущена техническая
ошибка. Только одна лишняя буква преобразовала слово «змінювати» на «зміцнювати»,
что, к сожалению, привело к искажению мысли автора. Мы приводим действительный
текст: «С другой стороны — вот еще одна досадная картинка того, насколько
нет кому сегодня менять образ похотливого украинского расхитителя газа,
который убежал с «общей славянской колыбели», прихватив в кармане общую
соску». «День» приносит свои извинения Ольге и нашим читателям.