В начале нынешней недели Посольство Франции в Украине и Могилянская школа журналистики (Национальный университет Киево-Могилянская академия) провели семинар «Методы работы с иностранными изданиями (дайджест). Ситуация в медийном пространстве и в журналистике — Франция, Украина, Россия». Своим опытом работы делилась гостья, редактор отдела Россия-Кавказ и Восточная Европа французского еженедельника «Courrier International» госпожа Лоранс Абэ. Издание существует с конца 1990 года, входит в одну группу компаний c газетой «Le Monde», и представляет собой дайджест из публикаций в прессе практически всех континентов и стран, посвященных наиболее важным и интересным событиям и проблемам. Среди украинских изданий, за которыми журналисты «Courrier International» наблюдают постоянно (их немного) в том числе и наша газета.
Визит госпожи Абэ не ограничился столицей — она также побывала в Ровно, Донецке и Одессе, где провела встречи с представителями различных общественных кругов. О том, каких принципов придерживаются в работе французские коллеги, в какой ипостаси интересна французам Украина, о впечатлениях гостьи от встреч с нашими гражданами «День» поговорил с ней сразу после окончания семинара.
— Госпожа Лоранс, в медийном сообществе не прекращаются дискуссии о подходах к журналистике — недавно ведущие менеджеры и журналисты Би-Би-Си стали говорить о том, что в своей информационной политике они будут отходить от беспристрастности. Как вы относитесь к такой постановке вопроса и каким образом это может отразиться на вашей работе?
— Это интересный вопрос. Лично я и наша редакция исходим из того, что «Corrier Internaional» — газета демократическая, которая опирается на гуманистические ценности. Они для нас очевидны и органичны. А вот дальше, когда речь заходит о выборе информации, это действительно деликатный процесс, и мы не можем обойтись без вопроса: почему я выбираю этот материал и не выбираю другой? На самом деле можно показывать вообще иной облик страны — это действительно на нашей ответственности. Я, например, занимаюсь достаточно отдаленными от Франции, сложными странами, не всегда понятными нашим читателям. Украина даже сложнее, чем Россия. Она ближе к Франции, но ее очень мало знают: о том, кто такие украинцы, чем они взволнованы, чем занимаются, какой выбрали путь для своего государства. Сергей Бубка, футбольные команды «Динамо» (Киев), «Шахтер» (Донецк), борщ, казаки... Это, по сути, штампы, но, согласитесь, о них также важно знать. Больше всего о вашей стране узнали в связи с оранжевой революцией, что естественно. Мы тогда открыли Украину. Это был всплеск — украинский народ проявил себя так, как редко кто себя показывает. До сих пор наше представление об Украине, прежде всего, опирается на Майдан.
— С одной стороны, Украина считается важной страной с геополитической точки зрения. Но создается впечатление, что в ЕС, в частности, во Франции, не всегда это осознают...
— Когда Европейская Комиссия создала проект Восточного партнерства, который отражает принцип развития хороших отношений с шестью бывшими странами СССР, среди которых и Украина, мы опубликовали материал из российской прессы о том, что это вызов Брюсселя Москве, что такая политика будет очень плохо воспринята Москвой. Потому что Европа как будто пытается расчленить постсоветское пространство, и это означает соперничество за зоны влияния. На самом деле мы пишем об этом.
— Можно ли утверждать, что журналистика вообще, и ваше издание в частности, способны влиять на решения и действия органов власти, правительства Франции, например?
— Думаю, что нет. Моя цель как журналиста состоит в том, чтобы наши читатели лучше знали об Украине, о постсоветском пространстве. Я считаю, что подавляющее большинство наших газет пишут об Украине и России языком клише, смотрят на них через одну и ту же призму, обращаются исключительно к сфере человеческих прав и свобод. Это, конечно, важно, но этого недостаточно. Если арестуют какого-то оппозиционера, этому посвящают целую полосу. А я думаю, что нужно освещать и другие новости. Например, успехи в развитии гражданского общества. Существует другой, более широкий подход, с помощью которого наши читатели смогут представить себе, что такое украинское общество. В том числе, через материалы о бизнесменах, деятелях культуры.
— Вам пришлось побывать в очень разных регионах Украины. Можете оценить разницу в аудиториях, с которыми вам довелось проводить встречи?
— Больше всего я была удивлена тем, как проходила встреча в Донецке. Там на конференции я общалась не с журналистами, а с людьми из разных общественных групп. Среди публики были люди, которые хорошо ориентируются в текущих событиях своего региона, политике. Это и студенты, и представители общественных организаций, и местная администрация. Говорили о главных проблемах Донецка — о газе, например, о том, что целый год прошел с тех пор, как пришел к власти господин Президент Виктор Янукович, который многое обещал, но меняются региональные администрации, а честными местные органы власти не становятся. Я почувствовала, что этим людям присуща гражданская позиция, я видела публику, которая не довольна современной политической ситуацией, хорошо осознает и местные, и общеукраинские проблемы.
Меньше всего я это почувствовала в Одессе — мне показалось, что там была какая-то равнодушная аудитория. А вот в Донецке и Ровно — наоборот. В Ровно было больше всего людей, они были уверены в себе.
— Как во Франции построены отношения редакции с инвесторами?
— Во Франции существуют издания, которые можно назвать наиболее независимыми. Например, «Le Monde diplomatic» — это редкое издание, в котором почти нет рекламы. Независимость у них гарантируется тем, что они сформировали свой круг читателей, которые помогают изданию. Газета рентабельна благодаря их помощи в виде пожертвований. Есть и общефранцузская еженедельная сатирическая газета, которая пишет о скандалах, коррупции. В ней вообще нет рекламы, она самоокупается. Это самая независимая газета. Среди остальных полностью независимых нет. Наш еженедельник рентабельный, но не совсем независимый. Так или иначе, инвесторы имеют влияние. Сейчас, например, идет процесс сокращения штата. Приходится иначе выстраивать работу, чем-то жертвовать. На экономической почве возникает много проблем. У нас чаще появляются рекламные заказы и мы должны готовить специальные темы под определенную рекламу. Таким образом, на нас также влияют.