Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовь против агрессии

Размышления о нетерпимости и закрытости в секуляризованном мире
13 мая, 2016 - 12:21
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Часто раздумываю над тем, почему в современном мире имеем столько религиозных конфликтов, столкновений, дискуссий. На протяжении первых веков христианства, в условиях, когда во многих домах не было стиральных машин, микроволновых печей, а в карманах людей — скоростных информационных гаджетов, для общества, по-видимому, было допустимым, когда других бросали на съедение голодным львам, потому что их позиции несколько отличались. Тогда мир был не настолько интеллектуальным, рациональным, многофункциональным, а первые апостолы не пользовались скайпом или «Фейсбуком». И все же история повторяется сегодня. В эпоху цифровых технологий, когда человек благодаря собственному уму удовлетворил все свои потребности, он, к сожалению, не научился любить других.

ИСТОРИЯ ПЕРУАНСКИХ МУЧЕНИКОВ

Недавно мне в руки попала интересная икона — написанная очень по-современному. Она разделена двумя сюжетами: в верхнем углу священник с прихожанами идет к храму, в нижнем — террористы, которые расстреливают двух монахов-францисканцев. С другой стороны иконы — молитва к перуанским мученикам с благодарностью за жертву их жизни. Несколько месяцев тому назад в Римо-Католической церкви состоялась торжественная беатификация отцов-францисканцев — Збигнева Стшалковского и Михала Томашека, которые несли свою службу на территории епархии в Чимботе (Перу). Они приняли мученическую смерть 9 сентября 1991 г. от рук террористов из маоистской организации «Сендеро Луминосо» («Светлый путь»). Отец Михал Томашек родился 23 сентября 1960 года в Ленковице (вблизи Живца, Польша). Вступил в Орден Братьев Меньших Конвентуальных, 23 мая 1987 года был возведен в сан и в течение двух лет служил в одном из польских приходов. В июле 1989 года начал миссийный труд в Перу. По свидетельствам тех, кто его знал, был скромным и набожным человеком, имел мощный дар евангелизации молодежи и детей, особенно посредством музыки и пения. Отец Збигнев Стшалковский родился 3 июля 1958 года в Тарнове (Польша). Получил рукоположение 7 июня 1986 года и несколько лет работал воспитателем и вице-ректором Низшей духовной семинарии францисканцев в Легнице. В ноябре 1988 года выехал на миссии в Перу. Был сильным и отважным, заботился о больных. Имел прекрасные организаторские способности, которые совмещал с трудолюбием и большой ответственностью. Был ценителем всего живого, как и его покровитель — святой Франциск из Ассизи. Террористы «Сендеро Луминосо» убили их, утверждая, что они «обманывали народ, пропагандировали мир и усыпили людей религией через вервицы, Мессы, чтения Святого Письма; делали так, чтобы жители тех околиц выступали против революции». Как вспоминают очевидцы, накануне трагических событий отца Збигнева Стшалковского спрашивали, угрожают ли ему. На что отец ответил: «Не можем оставить людей. Никогда ничего не известно. Однако если нас убьют, то похороните здесь». Отцы приняли мученическую смерть, не оставшись при этом забытыми прихожанами своей Церкви. Они продемонстрировали большую силу и последовательность веры.

«ЭТО НЕ МОЯ ЦЕРКОВЬ, А НАША!»

Когда я рассуждала о жизни перуанских мучеников, в то же время припоминая огромное количество украинских святых, которые также отдали жизнь за веру, вспомнился фильм «Голгофа». Где же они, истоки агрессии и пренебрежения к духовным ценностям в современном мире? Мировая премьера драмы ирландского режиссера и сценариста Джона Майкла Макдонаха «Голгофа» состоялась в январе 2014 года. Сам фильм, на первый взгляд, сложный для осмысления, однако работа представляет всю философию современного мира. История одной недели из жизни приходского католического священника отца Джеймса начинается с исповеди. По другую сторону исповедальни — мужчина, который в детстве пострадал от насилия педофила-священника. Вся его жизнь — боль и руина. Единственный выход — отплатить духовенству, убив одного из них. По мнению мужчины, «убийство плохого священника не принесет никакой пользы, а вот если убить хорошего — это именно то, что нужно». Поэтому голос по ту сторону исповедальни предлагает отцу Джеймсу встретиться в следующее воскресение, на местном пляже, чтобы выполнить миссию своей жизни. Священник решает не раскрывать Тайну исповеди полиции, хотя местный епископ убеждает его в том, что факта исповеди не было, поскольку человек не раскаялся в своих грехах, а отец не отпустил их. Тем не менее, отец Джеймс решил прожить неделю так, как всегда, но еще больше помогая своим прихожанам. Он видит, как много вокруг израненных духовно людей: семейство Вероники и Джейка (она — увлечена кокаином и чернокожим любовником, последний, кстати, страдает комплексом неполноценности из-за расового признака; он — типичный провинциальный резник, который не считается с женой и время от времени выливает свой садизм путем побоев), старый писатель (его мечта — раздобыть револьвер, чтобы уйти из жизни красиво и без предсмертных конвульсий), богач Майкл Фитцджеральд (для него деньги — ничто, и он готов выписать чек на любую сумму на пожертвование храма, только чтобы искупить собственные грехи), доктор Фрэнк Харт, для которого жизнь — это лишь останки в морге, или Фредди Джойс — насильник-убийца (его единственное стремление — приблизиться к Богу, попасть на небо и поговорить со своими жертвами). Для всех этих персонажей учения отца Джеймса — обычная демагогия, никто из них не верит в доброго Бога, потому что грех слишком искалечил их души. Священник пытается изменить их, разговаривать с каждым, однако его служение выглядит единоличной борьбой, взывает к глухим. Однажды мужчина, который угрожал священнику, сжигает храм. Отец Джеймс стоит на пожарище и смотрит молча, как в пламени исчезают фигуры Иисуса Христа и Богородицы. Его прихожане сначала из любопытства пришли посмотреть на событие, а затем, пожав плечами, разошлись. На руинах храма остался одиноко лишь отец. «Отче, как там ваша церковь?» — спрашивали его через пару дней. «Это не моя церковь, а наша!», — отвечал священник. Фильм завершается тем, что отца Джеймса таки убивают. Он приходит на пляж и предстает перед убийцей мирно, без оружия, стоя с распростертыми руками. Думаю, что в этом фильме присутствует глубокая метафорика — противостояние секуляризму и религии, веры и неверия, агрессии и смирения. Так же как и на иконе с перуанскими мучениками, где красиво объединились образы Любви и ненависти. Почему так происходит в современном мире? Лишь потому, что секулярность — не только отрицание любых духовных ценностей, но и признание собственной изолированности, где эгоизм — не просто каприз, а стиль жизни. А может быть потому, что зло, которое по своей сути непрочное, трусливое и никчемное, так же рассматривает добро, не понимая, что настоящее не является единичным и мгновенным, а это целый процесс, который невозможно остановить физическим уничтожением! Тем не менее мы должны отказаться от агрессии, даже в наименьших ее проявлениях, уважая и любя другого, потому что именно это, а не новейшая модель смартфона в кармане делает нас личностями!

Юлиана ЛАВРИШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ