Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Магия движения

В киевском издательстве «АВІАЗ» вышла книга «Феномен Бєльского»
13 марта, 2020 - 13:17

В своей новой книге театровед Алла Подлужная обратилась к художественному жанру, о котором до сих пор мало пишут в украинском театроведении. Книжка «Феномен Бєльского», можно отметить, знаменует начало исследований о музыкально-пластическом искусстве Украины. Это попытка обстоятельного и подробного анализа развития пластической драмы в украинском театре.  На фоне общей картины национального искусства сделан культурологический портрет отдельного, самобытного театра, который исповедует пластическо-драматическое музыкальное искусство, с его оригинальной историей, формированием во времени, становлением и творческим процессом сегодняшнего существования. Это Криворожский академический Театр музыкально— пластических искусств «Академия движения».

Театр «Академия движения» — авторский проект основателя и руководителя этого уникального коллектива, выдающегося украинского режиссера музыкально— пластического театра, театрального педагога, заслуженного деятеля искусств Украины Александра Бельского. Именно его самобытное и яркое творчество дало основания автору назвать книгу, акцентируя именно на неординарности мастера.   

Авторский рассказ дает широкую панораму становления режиссера, начиная повествование с истоков, детских увлечений Александра Бельского, формирования художественных приоритетов и вкусов, уверенного пути к вожделенному делу. Увлечение пантомимой, новым и необычным, модным на то время искусством, выросло у молодого любителя в желание научиться самому превращать слова в движение, делать их красноречивыми и выразительными, чтобы они «звучали» пластично, творили новые формы, создавали пластические метафоры. Все это  сформировало мощную любовь к магии движения, укрепило во мнении посвятить искусству пластической драмы свою творческую жизнь.

Так появился в судьбе Александра Бельского Театр «Академия движения». Он существует на профессиональной основе в Кривом Роге 25 лет, но до того была двадцатилетняя история самодеятельной студии пантомимы, Народного театра пантомимы «Театр двух А, профессионального Молодежного театра-студии музыкально пластических искусств при Дворце культуры Криворожского Центрального горнообогатительного комбината, из творческих представителей которого Александр Бельский воспитывал, формировал и развивал актерские кадры.

Итак, в книге исследуется 45-летняя история этого самобытного театра, который отличается своей оригинальностью, уникальностью и тем, что на данный момент не имеет аналогов в Украине.

Хотя книга носит характер театроведческого исследования, она легка в восприятии, написана на красивом художественным языке с эмоциональным нюансированием, яркими описаниями, интересными и уместными комментированиями моментов художественного процесса. Из теоретических, аналитических сведений можно составить картину о развитии музыкально-пластического искусства в период не только последнего десятилетия, но и нескольких предыдущих.

На примере Театра «Академия движения» прослежен путь становления жанра с начал его зарождение именно в Украине до состояния, когда уже были продемонстрированы реальные сценические успехи в виде многочисленных разнообразных побед и наград, участия во многих фестивалях.  Продемонстрирована картина, как художники-энтузиасты развивали основы искусства пантомимы, господствовавшие в то время в европейской культуре (герой исследования режиссер Александр Бельский учился у Марселя Марсо), как переносили это на национальную почву, адаптировали и пытались внедрять в своем театре, работая над воспитанием зрителей на образцах высокого искусства.

  Знакомясь с разделом «Молчание — золото... движения. Знаковые спектакли «Академии движения»», читатель словно попадает в атмосферу настоящего спектакля, так обстоятельно и образно воспроизведена картина спектакля, передан сюжет, дух и красота замысла, изысканность и неординарность художественных открытий. В своей работе режиссер обращается исключительно к образцам высокой литературы, потому спектакли «Академии движения» представляют изысканный, высокохудожественный репертуар — Т. Шевченко, Леся Украинка, Н. Гоголь, В. Стефаник, Г. Ибсен, Э. Хемингуэй, А. Пушкин, М. Сервантес. Театроведческий анализ спектаклей дополняется моментами творчества мастера, насыщенными оригинальными высказываниями режиссера, его размышлениями о характерных чертах и принципах изобретенного метода построения музыкально-пластического спектакля, которые основываются на философской метафоричности, на приоритетах движения, мимики, жеста, пластических переживаниях актерского тела.

Личность режиссера исследована автором всесторонне и досконально, раскрыты основания для определения его искусства как феноменального явления. Цитата позволит убедиться в этом: «Театр, которому Александр Бельский посвятил жизнь, — культ, сакральная творческая территория, где фантазия способна найти прибежище и раскрыться неожиданно, а реальность, благодаря экспериментальности, может приобрести черты иллюзии. Он — маг техники движения, маг превращения слова в движение. Все усилия режиссера направлены на творение, он — созидатель по своей натуре, сути. Храм его творчества величествененный в своей эпичности и вдохновленный уникальной энергетической силой!»

 Особенно ценным выглядит раздел исследования «Заметки режиссера», где собраны эксклюзивные материалы режиссера по разработке и постановке спектаклей. Здесь  читатель попадает в лабораторию мастера, узнает, как рождается из мыслей и фантазии чудо спектакля.

Книга богато иллюстрирована. Фотографии талантливых фотохудожников оживляют вселенную спектаклей «Академии движения», их выразительные мгновения как будто звучат в пространстве насыщенностью эмоций, изысканностью и красотой движений.

Это исследование важно для отечественного театроведения, проанализирован интересный сегмент общего художественного процесса, представлено творчество мастера Александра Бельского, который развил новый жанр в Украине и положил начало новому театру. Обращением к такой малоисследованной области, как пластическая драма, музыкально— пластический жанр, открывается пространство для дальнейших исследований, аналитики и обобщений. Поэтому есть надежда, что будут появляться  новые открытия в области пластической драмы и театра музыкальн— пластических искусств.

Инна Глебова
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ