В украинских медиа-реалиях «личное» мнение журналиста часто зависит непосредственно от убеждений и интересов владельца СМИ. Впрочем, на содержание журналистских материалов, бесспорно, влияют и реалии общества, в котором работает медийщик. Из этого и проистекает разница в том, как репортеры из разных стран воспринимают такие слова, как «гражданские ценности и интересы». Украинские условия работы требуют вдумчивого информирования, ведь в то время, как в Соединенных Штатах или Пакистане вопрос национальной идентичности и патриотизма не требует даже обсуждения, многие украинцы еще не определились с основополагающими вопросами.
Часто пересматривая новые американские СМИ, создается впечатление, что сам стиль подачи информации учит гордости за собственную страну. Не всегда стопроцентно объективные, приправленные здоровым скепсисом и критикой, они всегда несут общий посыл: «Я горжусь тем, что живу в США» и «Мы будем делать все, чтобы быть самой лучшей страной». Можно ли то же самое сказать о большинстве украинских медиа, которые свое нежелание отстаивать национальные интересы или просто свою лень часто прикрывают именно «западными стандартами»?
Зато американские журналисты могут быть критичными по отношению к политической системе, государственным структурам, но «американская мечта» сомнению не подлежит, и хотят они того или нет — это отражается в их материалах. В разговоре пакистанские или вьетнамские журналисты, несомненно, расскажут о национальных проблемах, о бедности, о коррупции, но обязательно подчеркнут: «Я люблю свою страну». А сколько украинских журналистов готовы такое сказать не потому, что нужно, а потому, что они так чувствуют? У нас вдумчивое информирование заключается не только в поиске интересной и важной для аудитории темы, но и ликвидации равнодушия по отношению к жизни собственной страны.
«День» спросил у журналистов из разных стран мира об их видении роли журналиста в промоции национальных ценностей, а также об опыте журналистской работы в своей стране: Соединенных Штатах, Буркина-Фасо, Вьетнаме, Франции, Пакистане и Украине:
1. Должен ли журналист иметь гражданскую позицию, отстаивать национальные ценности?
2. Журналист должен стоять в стороне или занимать активную позицию в важных для граждан своей страны событиях?
3. С какими вызовами вы сталкиваетесь в повседневной работе и каким образом с ними справляетесь?
4. Какие задачи должен ставить перед собой журналист?
5. Какова для вас как журналиста роль социальных медиа?
Рамата СОРЕ, L-Evenement, Буркина-Фасо:
1. Я думаю, что каждый журналист имеет свою гражданскую позицию и определенным образом ее проявляет. Даже в том, какие темы он выбирает для своих материалов или с помощью каких слов раскрывает тему, прослеживается позиция журналиста. В каждом случае мы должны стараться честно и сбалансировано освещать любую тему.
2. Журналист должен писать на те темы, которые волнуют граждан его страны, темы, которые могут вызывать позитивные изменения в обществе, а в первую очередь — защищать гражданские права. Мы, журналисты, служим людям. Что касается государства — это совсем другой вопрос, так как все государства иногда ведут себя не очень честно. Например, когда Соединенные Штаты бомбардировали страны Востока ради нефти и других ценных ресурсов, я, будучи американским журналистом, осудила бы этот поступок.
3. Вызовом является, прежде всего, то, что моя работа всегда ограничена определенными рамками. Я часто задаю себе вопрос: «Я журналист или активист?». Сама постановка этого вопроса помогает мне быть осторожной. Журналист задает вопросы, таким образом помогая людям глубже понимать некоторые проблемы, но вынужден сохранять баланс мнений в материалах. Активистам же трудно быть справедливыми, ведь они стремятся, чтобы их аудитория начала мыслить теми же категориями, что и они сами. Журналист помогает людям сформировать личную точку зрения, предоставляя сбалансированную, глубокую и полную информацию.
4. Деонтология и этика уже установили определенные рамки. Важно принимать это к сведению. Но иногда некоторые проблемы требуют от журналиста копать глубже, и в этом случае все, что будет написано и каким образом оно будет написано, — на совести журналиста.
5. Социальные сети очень важны, особенно для поиска людей и их контактов, для того, чтобы узнавать мнение своей аудитории, чтобы ближе взаимодействовать с ней. Кроме того, социальные сети могут быть надежным источником информации.
Казим АЛАМ, The Express Tribune, Пакистан:
1. Все зависит от задачи, поставленной перед журналистом. Я убежден, что репортер должен быть максимально объективным и ни в коем случае не позволять личным убеждениям каким-то образом влиять на материал. С другой стороны, есть журналисты, в чью работу входит комментировать то, что происходит. Например, Пол Кругман или Том Фридман, которые работают для газеты «Нью-Йорк Таймз». Они не стараются скрывать собственные политические убеждения, но пишут свои тексты под рубрикой «Точка зрения».
2. «Национальные ценности» и «принципы гражданского общества» — это весьма неоднозначные термины. В Пакистане репрессивный военный режим и коррумпированные политики всегда использовали их, чтобы навязать обществу тоталитарные ценности. Или другой пример — Советский Союз. Большинство преступлений против человечества совершались под лозунгом «За национальные интересы». Поэтому вопрос в том, кто сможет дать определение тому, что на самом деле относится к национальным интересам. Если национальные интересы определяет власть и просит прессу поддержать себя, медиа, идя на такой шаг, теряет свой статус «сторожевого пса демократии». Я убежден, что медиа в любом случае не должны слепо следовать официальной линии, очерченной властью, во имя национальных ценностей и интересов.
3. Как журналист, который в развивающейся стране с нерегулируемой, неформальной экономикой, где вращается много теневых денег, пишет на экономические темы, я сталкиваюсь с тем, что сложно получить достоверную бизнес-информацию и статистику. Чтобы решить эту проблему, я прошу бизнесменов предоставлять мне информацию об их работе в процентном значении.
4. В первый день работы руководитель сказал мне, что существует три принципа журналистики: «Точность, точность, точность». Я думаю, что журналист всегда-всегда должен быть точным относительно фактов.
5. Социальные сети очень важны. В Пакистане, если ты позвонишь бизнесмену и скажешь, что ты журналист и хочешь задать несколько вопросов для материала, скорее всего, что он испугается и просто откажется говорить с тобой. Он будет считать, что материал в газете привлечет внимание налоговиков, которые придут проверять, не избегаешь ли ты уплаты налогов. В таком случае нужно найти подход к бизнесмену через общих знакомых, которым доверяет предприниматель и вы. Таким образом, можно построить определенный уровень доверия между журналистом и репортером как гарантию того, что вы друг другу не навредите.
Ален ГИЙМОЛЬ, La Croix, Франция:
— Как по мне, журналист может иметь собственную точку зрения как гражданин своей страны. Но я не думаю, что он имеет право использовать свои материалы, чтобы продвигать собственные убеждения. Первое, что должен делать журналист, — это собирать факты, комментарии, чтобы в материале были представлены точки зрения всех людей, о которых идет речь. Он — свидетель в статье, а не актер. Если же журналист хочет влиять на события, ему лучше сменить род деятельности и стать политиком.
Что касается защиты принципов прав человека, гражданского общества и свободы слова, я думаю, это задача не только журналистов, а всех граждан.
Самый большой вызов в моей работе — это нехватка времени, чтобы сделать все, что мне хотелось бы и необходимо сделать. Другой важный вопрос — как мне достать нужную информацию, даже несмотря на то, что некоторые люди предпочитали бы ее скрыть.
Алина ПАСТУХОВА, «Український тиждень», Украина:
1. Журналист должен иметь гражданскую позицию. Хочет того он или нет, но при посредничестве своих материалов становится фактором влияния на формирование общественного мнения. Согласно разным социологическим опросам, масс-медиа входят в круг общественных институтов, более всего пользующихся доверием граждан. Информация, распространяющаяся в СМИ, оказывает влияние на тип политической культуры общества. Интерпретация в СМИ деятельности политсил влияет на политические вкусы избирателя. Ведь анализировать и разбираться в тонкостях политических игр — дело профессиональных политических аналитиков. А большинство людей просто верят тому, что увидели по телевизору, прочитали в газете или сети Интернет. СМИ влияют на формирование вкусов людей в кино, литературе, музыке. От СМИ зависит и навязывание людям определенных общественных стереотипов. Так, например, часто тиражируемое мнение о том, что украинская музыка или кино не дотягивают до мирового уровня, не всегда соответствует действительности. Но формирует у людей стойкое убеждение в неполноценности собственной страны и самих себя. Поэтому журналист несет персональную ответственность (пусть даже только моральную) за распространение предвыборной джинсы, проплаченной политиками от определенных партий, или продвижение низкопробного «культурного» продукта.
2. Иногда трудно найти баланс между требованием так называемой журналистской объективности и собственными убеждениями. Но оставаться в стороне от событий, которые могут серьезно повлиять на ситуацию в стране, нельзя. Ведь пассивная позиция журналиста относительно некоторых вопросов тоже будет влиять на общественное мнение.
3. Отказ определенных лиц (в основном госслужащих, политиков) отвечать на информационные запросы журналиста. Приходится запугивать тем, что в материале будет указано: «Такой-то отказался от комментариев». Хамство или грубость людей, от которых журналист пытается получить комментарии или интервью. Цензура на пресс-конференциях президента, других официальных лиц.
5. Лично для меня социальные сети — источник оперативного получения интересной информации (которую, правда, часто нужно проверять) и налаживание новых контактов.
Майкл БИЛЛЕРА, International Business Times, США:
1. Я не думаю, что журналист должен выражать собственную точку зрения в своих материалах. Зато работа репортера — собирать и подавать факты о том или ином событии. Люди не желают постоянно слышать мнения журналистов по тому или иному поводу. Когда они утром открывают газету, то хотят увидеть факты, чтобы журналисты обеспечили им возможность самим давать оценку событиям и решать, хорошо это или плохо.
Впрочем, я не отрицаю, что в сегодняшнем информационном пространстве должно быть место для колумнистов и публицистов, но здесь важно четко различать, где собственное мнение журналиста, а где факты.
2. Это очень многогранный вопрос. Журналист никогда не должен переходить границу и вмешиваться в ход развития событий. Мы не можем себе позволить принимать участие в политических кампаниях или давать деньги на поддержку какого-то определенного политического кандидата.
Впрочем, если речь идет о журналисте-криминалисте, ставшем свидетелем того, как человека подстрелили или нанесли ножевое ранение, то, конечно, в этом случае он просто обязан вмешаться и помочь пострадавшему.
3. Репортер — это работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Живя и работая в Нью-Йорке, я вижу потенциальную тему для следующего материала на каждом шагу.
Наибольший вызов в работе журналиста, на мой взгляд, — это потребность добиваться информации у представителей власти и полиции.
Полицейские редко когда хотят общаться с прессой. У меня создается впечатление, что они воспринимают представителей медиа как какую-то помеху.
Также мне очень сложно иметь дело с офисом мэра Нью-Йорка Майклом Блумбергом. Его пресс-секретари держат меня на расстоянии вытянутой руки от темы, над которой работаю. Несмотря на это, я заметил, что настойчивость может завести журналиста очень далеко.
4. Очевидно, что каждый журналист стремится найти ту одну тему для материала, которым он прославится. Репортер должен постоянно держать руку на пульсе событий, касающихся коррупции и неэффективности власти, даже если это не относится к темам, на которых он специализируется. Важно также, чтобы, несмотря на все сложности, журналист не сдавался и продолжал работать над материалом, пока работа не будет сделана.
5. Социальные медиа стали неотъемлемой частью нашей ежедневной рутины. Я постоянно выставляю на блог свои материалы, пишу твитты обо всем, что происходит, а потом дублирую их на Facebook.
Также я использую социальные сети для того, чтобы найти необходимые контакты или даже получить комментарий от экспертов.
Кроме всего, это прекрасный метод поиска новой работы.
Нам НГУЕН, Tuoi Tre, Вьетнам:
1. Журналист должен иметь гражданскую позицию. Впрочем, многое зависит от того, над какой темой он работает. Гражданская позиция также проявляется в том, какие темы выбирает журналист и насколько профессионально он их освещает, ведь наша задача — находить и рассказывать аудитории о том, что для нее важно. Было бы замечательно отстаивать национальные ценности, но важно умело об этом говорить.
2. Опять же, задача журналиста — рассказывать о вещах, важных для конкретного общества, журналисты словно открывают доступ аудитории к информации на важные для общественности темы. Каждый любит собственную страну, и мы изо всех сил стараемся все сделать правильно. Журналист должен знать, в каком виде и какими путями эффективнее всего давать информацию своей аудитории. Медийщики — не лидеры, а аудитория — не последователи, они партнеры в дискуссии обо всем том, что важно для данного общества. Само общество своим выбором может повлиять на ситуацию и решить проблему, журналисты сами этого никогда не смогут сделать. Мы можем пригласить людей к дискуссии, обратить их внимание на некоторые темы и «собрать всех за круглым столом переговоров».
3. Работа журналиста в ежедневной газете — отнюдь непростое дело. Новости, свежайшие новости — это то, что ты постоянно ищешь. Твоя задача — узнать обо всем первым, раньше, чем другие газеты. Как справиться с этой задачей? Налаживать контакты — это самый большой вызов. Нужно поддерживать все контакты и постоянно обновлять свою личную «базу». Блоги, Facebook, Youtube — важно каждую минуту обновлять свои посты; пересматривать новости в разных газетах в поиске новых тем, героев для следующих материалов.
4. Главная задача — постоянно держать руку на пульсе того, что происходит в теме, на которой специализируется журналист, нужно собирать контакты экспертов в отрасли и писать, писать, писать.
5. Социальные сети очень важны для журналиста. Например, в Соединенных Штатах, согласно результатам исследования, проведенного сотрудниками Университета Джорджа Вашингтона, подавляющее большинство репортеров и редакторов сегодня полностью полагаются на социальные сети, когда расследуют любую тему. 56% опрошенных сказали, что использовали социальные сети при подготовке своих материалов; 89% использовали блоги при поиске дополнительной информации по своей теме, а 96% обращались к официальным сайтам. LinkedIn, Facebook, Flickr, YouTube, Twitter дали возможность журналистам достигать еще более широкой аудитории. Репортеры могут еще быстрее и легче находить контакты нужных людей. Ценность социальных сетей для журналиста зависит от того, как он умеет использовать их в совокупности.