На одном из радиоканалов, кажется, «Громадська хвиля» услышал интересную беседу с донецким журналистом Алексеем Мацукой. Он был вынужден переехать в Киев после известных событий в регионе. Казалось бы, такой опыт должен лишать иллюзий. Но — нет. Мацука проповедывал позицию «над схваткой», призывал «славить мир, а не войну». Инфантилизм, детская наивность, непонимание самых простых вещей... Когда решается вопрос — быть стране или не быть, каждый гражданин должен определить свою позицию, со своей он страной или против нее. Никакой нейтралитет тут невозможен. Tertium non datur. Третьего не дано. Многих наших журналистов преследует соблазн запереться в башне из слоновой кости, абстрагироваться от холодных ветров истории. Равнодушие к судьбе Украины маскируется у них погоней за мифической абсолютной объективностью, беспристрастностью, «равноудаленностью» как от преступника, так и от его жертвы. Тут они посягают на прерогативы Господа Бога, который единственный может быть всецело объективным, поскольку возвышается над всей нашей мирской суетой.
Для человечества же существа подобное стремление ко «вселенской» объективности есть искушение и гордыня. Вряд ли личность этическая захочет воспарить, стать выше своего народа и его бед. А герцог де Ларошфуко утверждал: «Ни один философ не относился философски к зубной боли». «Громадська хвиля» почему-то привлекает именно носителей таких настроений социального эскапизма (бегства от действительности), исходя из чего с большим пессимизмом начинаю смотреть на перспективы «громадського мовлення», дай Бог, чтобы оно не превратилось в нечто не слишком общественное. Удивительно, но самые яркие журналисты в Украине, тексты которых читаю с постоянным интересом, меньше всего стонут о дефиците свободы слова.
ХОТЕЛИ ПОПАСТЬ В МОСКВУ, А ПОПАЛИ В РОССИЮ
На ICTV программа «Гражданская оборона» делает то, что все наше телепространство не делало много лет, показывает реальную Россию, ее страшные внутренние проблемы, противоречия, ужасающие контрасты. А ведь долгие годы тот же ICTV, «Інтер», ТРК «Україна» демонстрировали об этой стране «Сказки тысячи и одной ночи», создавая ложное впечатление, что вся РФ живет так, как сидящая на нефтегазовых деньгах Москва. Вот почему разочаровались ныне мои земляки в Крыму, которые хотели попасть в Москву, а попали в Россию.
Недавно один мой севастопольский приятель чудом ко мне дозвонился и рассказал, как посетил местную поликлинику, и никого из медперсонала там не застал. Когда, наконец, появилась какая-то медсестра, он у нее спросил, где персонал, и она ответила: «Они не вышли на работу». А не вышли потому, что вдвое уменьшили зарплату. У собеседницы моего знакомого было 9 тыс. рублей, а стало — 4. У врача было 30 тыс. рублей, а стало 15. Начальство объяснило медицинской общественности: «Раньше у нас был переходной период, а теперь будем жить, как вся Россия». Российский «агитпункт» заканчивается. Начинаются серые будни. А насчет лекарств моему приятелю сообщили: «Украинских мы сейчас не получаем, а 70% российских не действуют, это плацебо». Идеализация российской действительности и зомбирование ею украинской аудитории — исторический грех вышеназванных телеканалов. Программа «Гражданская оборона» — это слишком мало в качестве извинения или искупления. Раньше надо было это делать, а не заискивать перед Кремлем. Раньше надо было дать слово российскому аналитику Андрею Окаре, который нашел очень точный термин для характеристики нынешнего состояния российского телепространства: «телефашизм». По словам Окары: «Москва и Россия по условиям жизни — это две разные страны. Не случайно пошутил тамошний журналист: «Каких-нибудь 100 километров от Москвы — и вы уже в России». Вся реальная мощь и настоящее богатство этой страны находится к востоку от Урала. Восток дает 50% российского экспорта и 75% всей нефти. Без этих территорий РФ просто не сможет существовать. А что же эти кормильцы получают? Нищету, социальную деградацию, вымирающие села и депрессивные города. И, разумеется, мощное телевизионное зомбирование.
ГДЕ ЖЕ САНКЦИИ?
Первый Национальный канал и канал «Рада» транслируют депутатские выступления в парламенте. С большим интересом прослушал спич представителя «Блока Петра Порошенко» Юрия Соловья. Он говорил все правильно: несмотря на трагедии в Мариуполе и Волновахе, торговля между Украиной и Россией идет в полном объеме, экономические связи не ограничены. Где же санкции? Господину Соловью следовало бы обратиться с этим вопросом к человеку, имя которого носит его депутатский блок. Или депутат из Ивано-Франковска не видит никакой причинно-следственной связи между сложившейся ситуацией и политикой Президента? Если раньше из материковой Украины в Крым шли по 500 тяжело нагруженных фур с продовольствием, то теперь — до 1000.
Зато ни жителям Крыма на материк, ни людям с материка в Крым попасть практически невозможно, поскольку транспортное сообщение заблокировано. В эфире телекомпании «Соціальна країна» (бывшая «Черноморская») представители крымскотатарского народа сказали: «Наши старики поймут экономическую блокаду Крыма, но они не поймут разрыва человеческих связей». Эти связи надо восстановить, а вот с фурами следует заканчивать. Хватит кормить тех, кого во время войны кормить не положено, противника.
Нельзя не сказать и о стратегических пороках: в период военных действий политика и дипломатия должны быть подчинены войне, а у нас армия — заложница «дипломатических танцев» власти. Это фундаментальная ошибка, и ведет она совсем не к победе...
ВЫИГРАТЬ СУД У ПУТИНА НЕВОЗМОЖНО
В последнее время нам все чаще напоминают о долге перед РФ в сумме трех миллиардов долларов США. Эти деньги взял Янукович у Путина. Я что-то не пойму, Москва захватила у нас Крым (с многомиллиардными активами), разрушила Донбасс, убила множество людей, нанесла колоссальный ущерб, и мы ей еще что-то должны? Не удивлюсь, если нынешняя власть в Киеве, сорвав последнюю рубаху с простых украинцев, попытается эти украденные владельцем «золотого батона» миллиарды возвращать агрессору. Как должна действовать, полноценная патриотическая власть? Она должна заявить: пусть вначале Россия вернет наш Крым, прекратит войну на Донбассе, компенсирует Украине материальные потери, а тогда мы поговорим о наших долгах. Во время войны никто агрессору ничего не платит. Но на Банковой могут быть какие-то иные резоны... С точки зрения нормальной логики, их действия не всегда можно понять.
Радио «Вести», рассказав о голодовке Надежды Савченко в российской тюрьме, предложило слушателям ответить на вопрос: «За что бы вы согласились голодать 60 суток?» Идиотизм, издевательство, вопиющая бестактность, стремление свести трагедию к фарсу? Что это? Но в этом вся сущность «Вестей».
Между прочим, в медиа-структуре явно крутятся немалые средства, а общественность до сих пор не знает, откуда деньги. Вопрос — немаловажный. Тем более — сейчас, когда существует военная угроза. Впрочем, все тайное рано или поздно становится явным.
Мне приходилось слышать радиорепортаж (очень короткий) с судебного процесса Надежды Савченко. Безукоризненно, весьма жестко и цепко вел защиту адвокат Марк Фейгин. Собственно, иначе с российской Фемидой и нельзя. Фейгин может быть сколь угодно гениальным юристом, но перед ним глухая стена, которая называется — российское «правосудие». Это даже хуже нацистского суда, где Георгий Димитров мог выиграть, а Герман Геринг — проиграть. Выиграть суд у Путина невозможно. И правовые аргументы тут ничего не стоят, поскольку нынешнее российское право — это желания Путина, возведенные в закон. Действует знаменитый фундаментальный принцип действительно отдельной и специфической российской цивилизации: «Я — начальник, ты — дурак».
Вот выпустил Путин из тюрьмы Ходорковского, поскольку в такую комбинацию сложились атомы и молекулы в путинском мозгу, а мог своего узника еще на десять лет загнать «во глубину сибирских руд...» Хочется верить, что после последней минской встречи нашу соотечественницу выпустят из московского заточения, но надежд на это мало, разве что этого вдруг захочет левая нога г-на Путина. А как он выглядел в начале своего взлета: маленький, неприметный, скромный, застенчивый. Зато теперь... Как писал баснописец Крылов:
Кто в чин пролез лисой,
Тот в чине будет волком.
На многих телеканалах принялись обсуждать результаты переговоров в Минске. Некоторые обозреватели поспешили обнаружить там чуть ли не нашу победу. Но когда читаешь документы, возникает совсем иное впечатление. Я, конечно, далек от кладбищенских настроений московского публициста г-на Шушарина, суть которых в свое время выразил бард Владимир Высоцкий: «Если правда оно — ну, хотя бы на треть, остается одно — только лечь, умереть...» Но, тем не менее, что означают выборы на территориях, которые контролируются «ДНР» и «ЛНР»? Под автоматами террористов, в условиях вооруженного насилия... Такими «выборами», очень похожими на «референдум» в Крыму, Украина только легитимизирует российских наемников, как бы признает их вроде бы «государства», от имени которых Путин будет воевать с нами, делая вид, что он тут ни при чем. В свое время российские большевики воевали против УНР от имени «советской Украины». Путин упорно и небезуспешно закладывает мину (в виде «ДНР» и «ЛНР») под целостность и суверенитет нашей страны. А люди с улицы Банковой ему в этом объективно способствуют...
Мы выведем тяжелую артиллерию с фронта, а террористы воспользуются этим, чтобы нанести удар по нашим силам. Они так поступают постоянно. Кстати, сам Порошенко, выступая в Брюсселе, признал, что сразу после подписания соглашения в Минске «ДНР» и «ЛНР» перешли в наступление. Вот и результат. И оценка. Я согласен с мнением журналиста «1+1» Руслана Ярмолюка, что Украина в Минске проиграла по многим пунктам, теперь будет очередное одностороннее украинское прекращение огня.
А чего стоит обязательство Украины взять на содержание всю социальную сферу «ДНР» и «ЛНР»? То есть командовать там будет Кремль, а оплачивать существование этих псевдогосударств станет нищий украинский народ...
«Приднестровье-2», с той разницей, что Молдова свое Приднестровье не кормит. Это делает Россия. А тут Путин хорошо устроился за наш счет. Путин использует этот «мир», чтобы подготовиться к новому броску (Сергей Дацюк точно назвал наблюдаемый процесс — «ползучей оккупацией»), я это называю «тактикой салями». Откусывать нашу территорию по кусочку. Откусил 500 км2 и начал переговоры, откусил еще 500 и снова провел переговоры... Так сколько же еще раз нашим начальникам нужно наступить на грабли, чтобы увидеть очевидное?