Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Медиа в законе

Стартовала работа над новым всеобъемлющим медийным кодексом
15 ноября, 2019 - 12:07

Власть решила навести порядок в медийной сфере. «Замахнулись» и на лицензирование сервисов типа Netflix, и на регистрацию интернет-СМИ, и на запрет владения украинскими средствами массовой информации гражданами России, и на санкции для убыточных медиа, и на введение уголовной ответственности за подкуп журналиста, и на введение наказания за распространение фейков. Впрочем, все эти идеи пока являются лишь идеями — робота над соответствующим законопроектом, который должен воплотить все замыслы новой команды в жизнь, только начинается.

«СТАНДАРТЫ НОВОСТЕЙ»

8 ноября Президент подписал указ «О безотлагательных мерах по проведению реформ и укреплению государства», в котором содержится перечень первоочередных задач для правительства. В частности, глава государства поручил урегулировать деятельность медиа в Украине. Дословно настоящее поручение выглядит таким образом:

«С целью обеспечения последующего осуществления структурных экономических реформ, внедрения дополнительных механизмов для ускорения социально-экономического развития Украины, повышения благосостояния населения, гармоничного развития регионов, продолжения внедрения европейских стандартов жизни, укрепления государства, по результатам совещания, которое состоялось 4 ноября 2019 года, постановляю:

1. Кабинету Министров Украины принять меры:

...7) в сфере культуры, молодежи, спорта и информационной политики:

а) до 31 декабря 2019 года — касательно: разработки и внесения на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроектов:

— относительно урегулирования деятельности медиа в Украине, предусмотрев, в частности, положение о требованиях и стандартах новостей, механизмов предотвращения распространения недостоверной, искаженной информации, ее опровержения, запрета физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине, а также предусмотреть усиление ответственности за нарушение законодательства об информации».

В медиасообществе поднялась буря против намерений Владимира Зеленского и его команды «стандартизировать новости». Появились обвинения во вмешательстве в работу независимой «четвертой власти», во внедрении цензуры, в наступлении на свободу слова, в «гебельсовщине» и в сворачивании демократии в целом.

ЦЕЛЬ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Впрочем, министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский, ведомство которого, собственно, и должно выполнять президентское поручение, попыталось утихомирить страсти и объяснить, что паника медийщиков является преждевременной.

Вечером 9 ноября он написал в «Фейсбуке»:

«Уважаемые журналисты! Вас правильно обеспокоило и возмутило наличие в Указе Президента слов об установлении «требований и стандартов новостей». Это терминологическое недоразумение, которое возникало из-за ошибочного употребления термина «стандарты новостей» в документах МКМС [Министерства культуры, молодежи и спорта]. Мы не собирались и не собираемся регулировать стандарты новостей. Это право — исключительно профессионального сообщества.

Что мы собираемся делать: ввести понятия «опасная информация», «дезинформация», «недостоверная информация». Что очень важно в условиях информационной войны с РФ и возможным финансированием некоторых СМИ страной агрессором. Введение определений характера информации, как то новостийная, развлекательная, юмористическая и т.п. вместе с возможной обязанностью отмечать распространяемый контент в соответствии с тем видом контента, к которому относится информация. Это является частью надлежащего информирования граждан и реализацией их права на информацию.

В странах с постоянными демократиями, где существует журналистское самоуправление и саморегулирование/сорегулирование медиа, вопросы стандартов решены кодексами профессиональной этики и стандартами, за неуклонным соблюдением которых следит профессиональное сообщество. В Украине мы, как государство, должны создать условия для профессионального сообщества, которые сделают эту модель работающей и в нашей стране. То есть государство не заходит на территорию, которую оно не должно регулировать, а создает надлежащие условия для саморегулирования и сорегулирования».

Следовательно, главный посыл министерского поста в том, что власть собирается помочь отечественным медиа во внедрении профессиональных стандартов и контроля за их выполнением (с чем они сами, выходит, не справились).

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Следующим шагом власти на пути «наведения порядка» в медиасфере стало начало процесса разработки и внесения в парламент Закона о медиа.

Концепцию будущего документа уже успели — через 5 дней после Указа Президента — презентовать общественности на открытом заседании Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики. Авторами документа являются глава Комитета Александр Ткаченко и его заместитель, глава подкомитета по вопросам информационной политики Никита Потураев. Они отметили, что сейчас речь идет не о самом законопроекте о медиа, а лишь о собрании вместе «вопросов и вызовов», на которые он должен дать ответы.

Предусматривается, что новый «медийный» законопроект будет содержать изменения к целому ряду законодательных актов, которые регулируют деятельность медийной сферы, но значительная часть норм, в которых являются морально и технологически устаревшими, неэффективными и «мертвыми». Это законы «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» (принято в 1993 году), «Об информационных агентствах» (1995), «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» (1997), «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации» (1997), «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» (2005), «О телевидении и радиовещании» (2006).

В целом Концепция Закона о медиа, призвана:

3обновить действующее устаревшее законодательство, которое регулирует работу традиционных СМИ, броадкаст-сервисов, медиаплатформ и провайдеров;

• установить формат работы медиа в соответствии с нормами законодательства Европейского Союза;

• ответить на вызовы, с которыми столкнулось украинское государство после начала российской военной агрессии.

МЕДИА ИЛИ НЕ МЕДИА?

В частности, в будущем законе будет (наконец) предложено четкое определение субъектов «медиа» и «не медиа».

К первой категории авторы хотят отнести:

• аудиовизуальные медиа;

• телевидение и радиовещание, также Общественное, вещание громад и иновещание;

• сервисы «на заказ» (такие, как Megogo, OLL TV или Netflix);

• печатные СМИ;

• онлайн-медиа (к которым авторы Концепции отнесли и информационные агентства).

Ко второй:

• провайдеры сервисов доступа к пакетам теле— и радиоканалам;

• провайдеры платформ общего доступа к информации (социальные сети);

• поставщики электронных коммуникационных услуг для потребностей телевидения и радиовещания с использованием радиочастотного ресурса.

Соответственно, новый закон будет касаться только компаний и организаций из первой категории.

Отдельным критерием для медиа авторы Концепции хотят сделать юрисдикцию. При этом планируется учитывать:

• местонахождение и/или редакционный контроль;

• доступность сервиса на территории и/или направленность на аудиторию Украины;

• оплата сервиса резидентами Украины;

• наличие радиочастотного ресурса и/или собственной спутниковой передаточной станции — в случае с телеканалами;

• наличие домена .UA и/или доменов второго уровня в .UA — для онлайн-медиа.

Одновременно с планами урегулирования деятельности отечественных медиа, существует идея распространения действия нового закона на международные и иностранные СМИ. В частности, возможно, будут внедрены языковые квоты и квоты трансляции отечественного контента.

ПЛАТИ ИЛИ... ПЛАТИ

Громкой новацией будущего законопроекта о медиа могут стать нормы, которые будут регулировать вопрос собственности и финансов.

В частности, обсуждается возможность создания ограничений на владение медиа-активами для предотвращения монополий. Такой лимит предлагают установить на уровне не более чем 35% для аудиовизуальных медиа и 5% для печатных медиа.

В рамках противодействия влиянию Российской Федерации на отечественное информационное пространство будет запрещено быть владельцами или совладельцами медиа в Украине гражданам, юридическим лицам и компаниям, где граждане или юридические лица из РФ являются акционерами или бенефициарами.

Также этого не смогут сделать чиновники или основанные ими предприятия, государственные органы и компании с непрозрачной структурой собственности. Исключением для второго случая — о возможности госструктур быть медиавладельцами — станет Общественный вещатель и телеканал «Рада».

Обсуждалась во время презентации Концепции нового закона и идея о внедрении системы fair play для медиа (в настоящий момент работает в мировом клубном футболе). Ранее, 6 ноября, выступая на парламентских слушаниях «Безопасность деятельности журналистов в Украине: состояние, проблемы и пути их решения», глава Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики объяснял это предложение таким образом: «Украина едва ли не единственная страна в Европе, где подавляющее большинство частных СМИ являются убыточными, это обычно вызывает подозрение, что владельцы влияют на журналистов. В футболе в УЕФА уже 10 лет действует принцип так называемого финансового фейерплей, условно говоря, сколько зарабатываешь, столько тратишь. Если, например, на протяжении трех лет СМИ являются постоянно убыточными, наверное, есть шанс применения определенных санкций. Так, возможно, в результате у нас станет меньше ярких шоу, множества сериалов и множества информационных каналов, но это будет честный бизнес, так же честно всем журналистам получать зарплаты не в конвертах и платить за них налоги».

Санкции против неприбыльных медиа, как считает Ткаченко, помогут вывести СМИ из-под контроля политиков и крупного бизнеса.

ЗАЩИТА И НАКАЗАНИЕ

В новом законе о медиа будет предусмотрено усиление защиты журналистов — как физического, так и от внешнего — коррупционного — влияния.

В частности, планируется обязать владельцев изданий страховать журналистов от возможных рисков их деятельности. Сами журналисты получат бесплатную правовую помощь и возможность получения госохраны в случае угрозы их жизни.

Также предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и предусмотреть уголовную ответственность за вмешательство в работу журналиста или его подкуп с целью распространения недостоверной информации.

Отдельный раздел будущего законопроекта планируется посвятить преодолению такого явления, как фейки и дезинформация. Глава профильного комитета Ткаченко отметил: «Регуляция в этой сфере и определение терминов, что является дезинформацией, что является фейками, должна в конечном итоге состояться. Это глобальный дискурс, и мы не можем стоять в стороне, делая вид, будто такой проблемы не существует».

В частности, предлагается привлекать медийщиков к уголовной ответственности:

• за преднамеренное распространение дезинформации, когда есть вред от распространения такой информации;

• за преднамеренное распространение дезинформации на заказ, в том числе при отсутствии реального вреда;

• за систематическое преднамеренное распространение дезинформации; за пропаганду и оправдание терроризма и ненависти (язык ненависти).

Также предусматривается усиление «права на ответ» и «права на опровержение», вместе с ответственностью за непредоставление такого права.

Этот раздел уже вызвал критические замечания участников медиарынка, экспертов и журналистов, и в дальнейшем, очевидно, нужно ожидать ожесточенных дискуссий на темы определения «что такое фейк» и возможности введения для СМИ и журналистов наказания за дезинформацию и манипуляции.

ОЖИДАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Что касается внедрения системы саморегуляции медийной сферы — которую анонсировал профильный министр в посте на «Фейсбук», который мы цитировали выше, — то пока эта линия в Концепции является не очень четкой.

На вопрос «Детектор медиа», будут ли в законе нормы саморегуляции журналистов, Никита Потураев сообщил, что отдельного раздела о саморегуляции не будет, но депутаты хотят учесть вопрос саморегуляции в отдельных нормах закона. «У нас есть Индустриальный телевизионный комитет, индустриальный Радиокомитет, они занимаются больше рекламой, измерением зрительской и радиоаудитории. У нас есть независимые мониторинговые группы, агентства, инициативы, мощные активные медиасообщества, у нас есть гражданское общество. Мы надеемся, что вместе мы сможем создать в стране систему, которая сама, а не государство, не кто-то извне, установит стандарты работы медиа и журналистов, и кодексы поведения, и сама сможет следить за соблюдением кодексов», — обобщил он.

Сейчас профильные комитеты парламента и профильное министерство — во главе с представителями властной команды — уже разворачивают активную деятельность по доведению Концепции проекта закона о медиа до собственно полноценного законопроекта. К работе хотят привлечь медийщиков.

Заместитель главы парламентской фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук написала в «Фейсбуке»: «Журналистам и медиа-экспертам приготовится) Начинается обсуждение комплексного закона о медиа. ...И мы будем рады замечаниям и предложениям».

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ