Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Медиагигиена» во время войны

Тарас ЛИТКОВЕЦ — о том, как противостоять информационно-психологическим атакам врага
13 октября, 2016 - 14:13
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

С того времени, когда заместитель декана исторического факультета Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки Тарас ЛИТКОВЕЦ вернулся из зоны непровозглашенной войны на востоке Украины, прошел почти год. И почти столько времен он провел в Вооруженных Силах Украины, будучи заместителем командира 17-го отдельного мотопехотного батальона, который стоял в «горячей» точке возле Горловки... Тарас уже не раз делился с журналистами тем, что видел в зоне военного конфликта, но, будучи историком, оценивает ситуацию, сложившуюся на Донбассе, и с профессиональной точки зрения. Как-то он назвал эту непровозглашенную войну «странной»: такой она является по причине своей так называемой гибридности. Литковец не один раз выступал экспертом по вопросам политологии в газете «День». Вот его анализ того, что происходит на востоке, как журналистам писать об этих событиях и что нам всем, собственно, делать с этим конфликтом.

О ТРЕХ РОССИЙСКИХ АРМИЯХ...

— Находясь в состоянии фактической войны с РФ в пределах самой Украины, мы имеем даже не пятую колонну, а целых три отборных и вышколенных российских армий — пророссийское телевидение, российский вариант православия и российскую шансонную криминальную культуру. Это три основных составляющих известного «Русского мира», которые добровольно и по собственному желанию финансирует и потребляет украинское население. Эти враждебные армии действуют партизанскими методами и являются на первый взгляд незаметными, но последствия их деятельности наглядно пагубные с многочисленными человеческими жертвами и материальными разрушениями. Поэтому Кремль и в дальнейшем будет вкладывать огромные ресурсы в информационную войну против Украины, маскируя это лозунгами о защите русского языка, национальных меньшинств и «православного славянства» в Украине.

Мы являемся заложниками собственных политических, романтических иллюзий относительно российской доброжелательности к нам. Теперь должны опять научиться называть вещи своими именами, чтобы осмыслить себя в мировом политическом процессе. Кремль ведет в Украине типичную «большевистскую» войну, когда один хороший агитатор был сильнее пехотного полка (вспомним события 1918—1921 гг. в Украине, которые являются осовремененной копией нынешних событий).

Война — это продолжение политики радикальными средствами, а гибридная война является сочетанием принципиально разных способов ведения войны, используемых скоординировано. Но каким образом нам срочно научиться противостоять российской пропаганде во время информационной войны, да еще и при демократических и почти свободных медиа, которые за 25 лет уже привыкли работать по европейским демократическим правилам? Что делать журналисту с принципами подачи разных точек зрения, объективности, базировании на фактах? Как должна измениться редакторская политика в условиях информационного противостояния с врагом? Сильным нациям безразлично, что о них говорят другие, а особенно враги. Теперь украинский журналист должен уметь прогнозировать перспективу использования его материалов враждебной стороной, последствия восприятия потребителем информационного продукта поданных материалов через призму войны. Нам противостоят умелые российские пропагандистские СМИ, которые созданы для того, чтобы распространять дезинформацию, откровенно врать (ведь известно, что чем большая ложь, тем быстрее в нее поверят), раздражать граждан Украины действиями военного руководства ВСУ, вызывать стойкое недоверие и ненависть к любой действующей отечественной власти и вызывать у нас пацифистские настроения во время войны.

При этом использовались все методы информационно-психологической борьбы — от размещения тенденциозной информации и полуправды до нескрываемой неправды («фейка»), а кремлевские хакеры, боты, тролли и другие «ударные труженики» интернета надежно окопались на российской стороне передовой информационного фронта. Поэтому нам нужно быть агрессивнее в том, как мы сообщаем правдивую информацию из зоны проведения АТО. Нельзя сегодня из зоны проведения боевых действий на подконтрольной Украине территории подавать две точки зрения для обеспечения баланса         — украинскую и явно неправдивую, террористов из «ДНР-ЛНР» или российских военных. Аксиомой журналистских материалов из зоны АТО должно быть то, что мы на своей территории, защищаемся от внешней агрессии и террористических пророссийских группировок, правда на нашей стороне, враг будет разбит и победа будет за нами. В ходе военного конфликта на Донбассе информационная война ведется независимо от планов урегулирования и прекращения огня.

Сам факт обнародования точки зрения российских СМИ является распространением враждебной информации. Это один из методов пропаганды — даже когда мы опровергаем лживую кремлевскую информацию, мы подпитываем ложь и помогаем ей жить. Российская пропаганда не стоит на месте — она постоянно совершенствуется, изобретает новые методы, активно использует для этого дипломатию, социальные сети и спецслужбы, а главное — не жалеет на это огромных бюджетных средств.

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ

Мы отстаем и проигрываем в информационной войне Кремлю по всем фронтам, ориентируемся с существенным опозданием — «вдогонку» событию, наш МИД в этом плане действует лишь после соответствующего административного распоряжения или указания, а наша контрпропаганда находится в зародышевом состоянии, хотя первые ласточки на нескольких национальных телеканалах уже есть.

Все чаще мы чувствуем на себе именно результат российской пропаганды. Так, украинцы, хоть и русскоязычные, на Востоке нашего государства после информационной проработки путинскими СМИ «вдруг» почувствовали себя представителями мифического «православного славянства» и ринулись с оружием в руках защищать от «украинской хунты» «русский мир», потомки славного казачества с типично украинскими фамилиями с явной ненавистью уничтожают все, что хоть как-то напоминает украинскость — от языка и песни до вышиванки и государственной символики. Даже бывшие украинские военнопленные пытались попасть в руки военных РФ, только бы не к «ДНРовцам», которые с особой жестокостью относились к нашим пленным. Именно ежедневная информационная война РФ против Украины дала такие нелогичные, но такие качественные результаты для Кремля.

Наивысшим пилотажем в войне является не уничтожение противника, а перенаправление оружия врага против самого себя. И это способна сделать лишь информационная война. Вместо откровенных боевых действий российская пропаганда предлагает какие-то «обоснованные» идеи, распространяет их в виде лозунгов и тезисов. Чем короче и проще идея, тем быстрее и эффективнее она распространяется и раскручивается. Поэтому высосанная из пальца «Новороссия юга и востока так называемой Украины» получила многочисленную поддержку от местного этнического украинского населения. А в реальных социально-экономических проблемах виновными объявлялись не бандиты от ПР, не олигархи-воры, не клептократическая власть прежних коммунистических функционеров, а суверенитет Украины, украинский язык, отечественная история, национальные герои, которые положили жизнь на алтарь свободы будущих «ДНРовцев». Поэтому нам сегодня нужно искать то, что может так же эффективно восприняться населением Востока, как российская пропаганда. Не нужно быть пророссийским, достаточно быть антиукраинским.

ОБ УКРАИНЦАХ И МАЛОРОССАХ

Сегодня часто сравниваем современную Украину с Израилем, мол, нам также придется жить в соседстве с агрессивным государством и строить собственную страну рядом с мощным и коварным врагом. Однако тогдашним израильтянам противостоял враг другого сорта, который не скрывал желания просто физически уничтожить евреев без каких-либо сентиментов и компромиссных вариантов. Это не оставляло никакого альтернативного выбора: жизнь или смерть, перестройка развитого государства или крах. Однако в сегодняшней Украине другая ситуация с врагом: он коварен и скрытен, воюет против нас, используя латентную гибридную войну. РФ не хочет уничтожить украинцев, но спит и видит Украину своей территорией, а если удастся, то, чтобы украинцы на генном уровне чувствовали себя неполноценными малороссами, жалкими и примитивными салоедами с красивыми фольклорными песнями и танцами, не способными без «старшего» брата абсолютно ни на что, стеснялись своего этнического происхождения. То есть целью информационной войны против Украины является не физическое уничтожение, а ликвидация национальной идентичности и всех этнических духовных ценностей. Имеем дело с коварной, жестокой империей, для которой не существует международного права и цивилизованных правил игры. В сознании россиян Украина является административным недоразумением, евроатлантическим провокационным творением с целью уничтожения «славянского единства», а украинцы — это испорченные Европой россияне. Многие граждане Украины готовы пожертвовать суверенитетом, государством, национальной идентичностью (особенно если ее никогда не имели) ради мнимой стабильности, мира и благосостояния. Российская пропаганда уже успешно навязала части населения Востока мысль о том, что в случае военного поражения твоего государства и оккупации «братским» славянским народом, который «освободит» тебя от «диктатуры Киева», — в твоей ежедневной жизни ничего не изменится, кроме улучшения материального благосостояния. Здесь приводятся примеры о более высоких, чем в Украине, пенсиях, зарплатах, дешевом бензине и т.д. Недальновидному малороссу с украинским паспортом российские СМИ успешно навеяли мысль, что в случае оккупации «вежливыми зелеными человечками», наконец, наступит мир, прекратится «братоубийственная война двух славянских народов», закончатся мобилизации, которые могут забрать твоего сына на войну, откроются огромные российские рынки, рекой потекут иностранные инвестиции и жизнь будет выглядеть, как в российской телевизионной рекламе.

У нас погибнуть за Украину — это тоже святой подвиг. Но есть миллионы украинцев, которые колеблются в своих патриотических убеждениях. И здесь отечественные СМИ и всякие гадкие пресс-службы государственных структур навеивают людям ощущение нелепости и ужасности АТО, хоть для нас она является священной и вопросом выживания нации. Необходимо культивирование в отечественных СМИ общепринятых жизненных принципов, норм морали и ценностей, которые помогут нам выстоять в информационной войне с безжалостным врагом.

Хочется процитировать уроженку Киева, одну из создателей Израиля и премьер-министра этой страны Голду Меир: «Мы хотим жить, но наши соседи хотят нас уничтожить и это оставляет нам немного пространства для компромисса».

Подготовила Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ