Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Метафизика» фотографий

Фотограф Александр Хоменко — об истории создания наиболее ярких кадров и о личной перцепции фотоконкурса «Дня»
27 октября, 2017 - 12:19
«ФЕЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦІВ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ХОМЕНКО

«Фотовыставка «Дня» — это снимки со сверхзадачами», — так метко в одном из интервью назвала главный редактор Лариса Ившина ежегодный осенний эстетический и интеллектуальный «марафон» газеты. Кроме того, что меткие фото являются непременными «союзниками» газетных материалов, под одной «крышей» мы традиционно собираем «оптику» страны — наиболее содержательные фотографии уходящего года. «Глоток кислорода» и «экстракт» свежих идей для «глобального преодоления» депрессии и негатива ХІХ Международной фотовыставки «Дня» вы сможете увидеть с 28 октября в столичной галерее «Лавра» (г. Киев, ул. Лаврская, 1. Вход — свободный.)

В контексте этого грандиозного события мы поговорили с участником конкурса Александром Хоменко — руководителем фотослужбы в интернет-издании Depo.ua и фотографом с десятилетним опытом. «Начал фотографировать где-то в 2007 году, — рассказал он «Дню» о пути в фотожурналистике. — Купил себе любительскую камеру, стал снимать все подряд и как попало. Потом начал изучать композицию, цвет, историю фотографии. Фотограф должен быть эрудированным, то есть иметь не только технические знания, но и гуманитарные. В настоящий момент остаюсь репортажным фотографом, но больше люблю делать тематические материалы, чем новостные. Вечные протесты, акции, митинги... Это интересно снимать, когда ты тренируешься, учишься делать репортаж. Ты сравниваешь свои фотографии с теми, которые сделали люди с опытом, и на этом учишься. На каком-то этапе становится интереснее работать самому». «День» попросил Александра рассказать истории и «подтексты» ярких фотографий, которые в этом году он подал на конкурс.

ПЛАТЬЕ ПРИНЦЕССЫ И... ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

— Ваша фотография девочки-переселенки в бальном платье, сидящей на подоконнике, глубоко экспрессивна. Кадр концентрирует в себе сразу несколько настроений — теплой надежды и твердой обеспокоенности. Какова история этого снимка?

— В тот день переселенцы устроили для своих детей небольшой праздник. Организовали выставку рисунков, игры, позвали знакомых с машиной для производства сладкой ваты. Дети очень хорошо развлеклись, играли во дворе, смело выступали. Я знал раньше одну из девочек — Ирину, ее семья приехала из Торецка (бывший Дзержинск), где папа был шахтером. Она надела свое, очевидно, любимое платье, ведь я ее уже неоднократно в нем видел. Все время девочка бегала в нем по двору, играясь с другими, то есть ведя себя так, будто она в обычной одежде. В конце концов, в определенный момент я осознал контраст — насколько ее платье принцессы контрастирует с окружающей средой, с условиями, в которых она живет. Я попробовал «поймать» момент в контексте, поняв неординарность образа. И фотография у окна — одна из тех, которые получились на такой «фотоохоте».

Кстати, фото девочки в костюме балерины и детей над могилой ежика сделаны в одном месте, но в разное время. Эти переселенцы живут в Одессе в полузаброшенном недоремонтированном здании царских времен (город Одесса, ул. Успенская, 4). В доме есть только электричество и водопровод. Сейчас у жителей начнутся проблемы, связанные с отсутсвием отопления. Впервые я приехал к этим людям в декабре и прожил с ними три дня в разгар морозов. В Одессе при десяти градусах мороза жить оказалось сложнее, чем я думал. Я непритязателен к условиям, но даже это было испытанием. Когда ты проходишь с человеком вместе испытание, это очень объединяет и способствует доверию. Тогда я сидел во дворе за ноутбуком, дети игрались. Потом они подошли ко мне, сказали, что нашли мертвого ежика и что хотят его выбросить. Я предложил похоронить его. Спустя некоторое время я услышал Гимн Украины детскими голосами, которые поют вразнобой, с ошибками, перекручивая текст. Дети исполняли гимн над могилой ежика! Для меня эта фотография очень дорога, потому что она показывает будущее. Это дети из Донбасса, они видели войну и знают, что это такое — не иметь собственного дома. В свои 5—7 лет они знают, что такое Родина. В тот заезд я прожил два или три дня с ними, и это была практически единственная удачная фотография, которую я сделал. Но даже этого много.

УВИДЕТЬ «СОЛЬ» ФОТОГРАФИИ

— Глубоко эмоциональна и еще одна ваша фотография — необычного волонтера. Сильный взгляд парня в инвалидной коляске, который, невзирая на свою болезнь, неутомимо собирает помощь для других. Как удалось сделать этот снимок с серьезным социальным подтекстом?

— Этого парня звать Антон Дубишин, его история и личность меня очень поразила. Настойчивый, волевой, по своему харизматичный. Мы с журналистом пришли домой к нему записывать интервью. Я люблю снимать портреты. Причем больше всего мне нравится снимать не во время разговора, а статические, ситуативные моменты. Тогда видно эмоцию человека, в фотографии можно «прочитать» образ.

У Антона в комнате живет попугай. Причем во время интервью птица свободно летала по комнате, а наш герой с ним периодически разговаривал. Их общение было очень живым и непосредственным. И опять в определенный момент я интуитивно понял, насколько это неординарная картина. Соль этой фотографии — в птице и руке Антона. Эта рука — такая тоненькая — ассоциативно напомнила мне ветвь дерева. Такая параллель образов природы и человеческого могущества. Хотя когда нажимаешь на кнопку затвора, то не можешь рационально объяснить, что тебя зацепило. Осмысление приходит постфактум, когда пересматриваешь кадры. Ты просто реагируешь на свои чувства, момент, который нужно зафиксировать.

«ФОТОКОНКУРС — ЭТО ОСМЫСЛЕНИЕ СЮЖЕТОВ»

— Основной акцентуацией в ваших фотографиях, поданных на фотоконкурс, я бы назвала силу человеческой личности. По вашему мнению, в чем заключается миссия фотожурналиста?

— В том, чтобы выискивать сюжеты, которые преодолевали бы безразличие людей к тому, что их окружает, «открывали» бы глаза на сущность, пробуждали любопытство. Мне самому постоянно интересно выходить за пределы собственного круга комфорта и пытаться «вытянуть» других. Такое понимание своих задач способствует развитию себя как личности и профессионала.

Вы уже третий год являетесь участником фотоконкурса «Дня». Чем он для вас стал, и в чем видите его значение?

— Уровень фотографий на ежегодной фотовыставке вашей газеты очень высокий. Во-первых, даже отбор фотографий на конкурс стал для самого себя возможностью посмотреть, что я сделал интересного за год. Выбираю я очень тщательно, сначала 40 фотографий, из них — уже 20 лучших. Причем это не просто поиск ярких снимков из разных «папок» на компьютере, это осмысление сюжетов. Во-вторых, это прекрасная возможность получить оценку и реакцию, понять, насколько ценные твои фото. Для фотографа, который стремится развиваться, это критически необходимая и приятная потребность подаваться на такие конкурсы — соревноваться с другими, смотреть результаты отбора, сравнивать свои работы с другими. Да, начинаешь понимать тенденции фотожурналистики и фотоискусства в твоей стране, самоусовершенствуешься и познаешь. Спасибо «Дню» за фотоконкурс!

Анастасия РУДЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ