Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Минимализм как излишество туристического сезона

7 августа, 1998 - 00:00

Туристический сезон подошел к самому разгару, к пылающему
зноем пику — звездному часу и последнему шансу для турагентств. TV реагирует
на потребность сообразно известному принципу «Каждому — свое».

В сетках каналов участилась экспресс-реклама туристических маршрутов,
а программы «Города и столицы мира» («Гравис»), «Визит» (ICTV), «Телеэкспресс»
(НАРТ), ТВ-Дайджест «Путешествия и развлечения» (ЮТаР) вкрадчиво, но активно
пропагандируют самые фешенебельные туры. Конечно — ко всевозможным теплым
морям, и, естественно — с экскурсионными маршрутами различного исторически-познавательного
уровня. Приятное культурно-насыщенное времяпрепровождение, и — как можно
подальше от «берегов отчизны» нашей. Ни одна из вышеназванных программ
(и это как бы само собой разумеется) не рекламирует какой-нибудь малюсенький,
изящненький, но украинский маршрут.

На фоне столь активного ознакомления наших граждан с возможностями путешествий
в самые экзотические уголки мира картинки нашей «внутренней» жизни кажутся
не то чтобы блеклыми, но специфически покрытыми пылью. И дело не только
в сюжетах новостей, постоянно возвращающихся к раскаленным под южным солнцем
вагонеткам, на которых пристроились чумазые горняки. И уж совсем не в тенденции,
демонстрируя представительных банкиров, перемежать их вальяжные портреты
фрагментами фасада здания на Институтской. Унылая летняя повседневность
страны настолько банальна в пейзажах, портретах и маршрутах, что воспринимается
как единственно возможная для этих широт и уж никак не по-туристически
привлекательная.

Но вот, к примеру, программы о художественной жизни. Мнится, тут мы
обязательно перенесемся (без особых затрат!) в Эльдорадо впечатлений, откроем
для себя «миры иные», вдоволь попутешествуем, пройдясь по выставкам (что
еще вспомнить из рекламных зазывалок?). «Арт-афиша» (ЮТаР) стойко пережила
все новшества последних времен, но, увы, и дайджест самых интересных событий
года не может скрыть жестокую правду: кроме как на открытия (с фуршетами
и каталогами), не путешествует наша публика на выставки. Не желает «насыщаться»
лицезрением ни украинского авангарда, ни грандиозной привозной итальянской
экспозицией в Национальном музее. Даже освещение беспрецедентного проекта
«Украинское искусство ХХ века», при всем почтении к устроителям, демонстрирует
отсутствие толп желающих приобщиться. Причин этого явления пока никто не
устанавливал. Скажем только, что мало, ничтожно мало пропагандируется отечественное
искусство на нашем TV. В новостях принято отводить две-три минуты на репортажи
об открытиях выставок. Французская серия «Палитра» (Гравис) дотошно анализирует
знаменитые полотна мира, среди которых ну очень редко встречаются наши
шедевры. Как тут не позавидовать северо-восточному соседу, умеющему привлекать
внимание к своим ценностям?! На ОРТ есть «Возвращение Третьяковки. История
одного шедевра», на НТВ — «Русский век», на РТР — «Осторожно, модерн!».
Существуют своего рода «фирменные знаки» присутствия художественного пространства
и времени на телеэкране. У нас же зритель, даже очень немногочисленный,
тот, который не может и не хочет развлекаться непосредственно у фресок
Помпеи или в километровых залах Эскуриала — позабыт-позаброшен.

Пусть многие, слишком многие из потенциальных зрителей таких путешествий
торгуют день-деньской на необъятных просторах палаточных базаров — сюжет
в «Вестях недели» (ICTV) «засветил» жуткую до смеха проблему интеллигенции,
оказавшейся «по ту сторону прилавка». Но ведь еще есть и те, кто оказывается
и в «Голливуде», на вечеринке, посвященной памяти Версачи, чья изысканная
и достаточно стильная телеверсия демонстрировалась на «Молодежном канале»
(УТ-2). Им-то никак не чуждо, да и вполне по средствам — посмотреть кое-что
из наших «жемчужин» частных коллекций и собраний, послушать толковый рассказ
«о стилях и направлениях». Но увы! — не на телеэкране, откуда они смогли
бы почерпнуть информацию о маршрутах выходного, да и отпускного дня по
просторам, не столь отдаленным.

В последнем выпуске «Телемании» (Студия «1+1») сочетание сюжетов о достоинствах
яхт, историях игорных домов и привычках их завсегдатаев в княжестве Монако
— с домом престарелых в родном селе юмориста Остапа Вишни создало несколько
странный эффект. Эффект неудержимой жалости ко всем героям. К первым —
не знающим, куда и на чем еще податься в поисках наиболее комфортного времяпрепровождения.
И ко вторым — прикованным к столам и постелям сельским бабусям, которые
доживают и скрашивают — насколько это возможно в наших условиях! — последние
дни жизни. Да, собственно, и к телезрителям, находящимся меж двух крайностей,
в ежеминутном выборе: рвануть ли в подражание «нормальным» людям, путешествующим
себе на здоровье (а к выгоде — государству), или же стать минималистами,
ограничив и себя, и государство во всякого рода туристических излишествах.

Диана КЛОЧКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ