Если о человеке известно все, то, скорее всего, правды о нем не знает никто. Или практически никто, кроме историков-следопытов и людей, в которых официальные версии и биографические апломбы будят исследовательский азарт. Более полугода творческая группа одного из корифеев канала «1+1» Юрия Макарова расследовала сеть исторических интриг вокруг самой монолитной фигуры Украины, поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Сейчас умы команды популярного ведущего занимает личность совсем другого человека, чья персона «менее любима» нашей историей, и поэтому более неоднозначна и противоречива — гетмана малороссийского Ивана Степановича Мазепы.
«Если покопаться, у каждой идеи есть имя и фамилия», — считает Юрий Макаров и его новый документальный сериал имеет вполне определенного автора. Идею телевизионного проекта о Мазепе заронил журналист Денис Жарких, которого ведущий помнил по его публикациям в газете «День». «Сказать откровенно, поначалу меня привлек не столько сам образ политика, — говорит Юрий Макаров, — а то, каким образом Денис вписал его в сегодняшнюю сетку координат. Оказался человек — на первый взгляд, яркий и противоречивый — на самом же деле действительно яркий, но очень цельный, с четкой системой приоритетов, который на законных основаниях считается одним из предтеч создания Украины как государства и украинцев как нации. Он видится нам с Денисом одновременно и как живой человек — куда уж живее! — и как воплощение судьбы страны. «Украинский проект» в начале XVIII века не удался не случайно. Но не по той причине, что он был преждевременным, и не только потому, что обстоятельства вокруг Украины оказались неблагоприятными, «так звезды сложились», а потому, главным образом, что мы, украинцы (я настаиваю на этой преемственности, если угодно, ментальной идентичности) продемонстрировали не в первый и не в последний раз неспособность отделить стратегические цели от тактических. Наложить мораторий на мелочные склоки, подняться над логикой кухонного столкновения амбиций, а в итоге — над такой удобной и комфортной несвободой. Свобода — это возможность принимать решения, а нам приятнее не принимать никаких решений, поэтому мы склонны отдавать это суверенное право (и обязанность) тому, кто убедительнее машет кнутом... ну и пряником, конечно. Вот такой Мазепа, каким мы его увидели — романтичный и трезвый, мудрый и мелочный, последовательный и беспринципный — был человеком своего времени и одновременно намного впереди своего времени, потому что он-то явно умел быть свободным».
По жанру это будет смесь авантюрного романа, психологического очерка и политологической аналитической записки. Авторы намерены предоставить зрителям историю, которая была бы интересна всем, кто случайно включил телевизор на кнопке «1+1». По словам Юрия Макарова, авторы пытаются подхватить интонацию и стилистику фильма «Мой Шевченко», хотя если Кобзарь — это человек, в которого авторы влюбились, то отношения с Мазепой гораздо сложнее. Впрочем, стоит заметить, что гетман умел очаровывать и охотно этим пользовался. Это не только признают, но и ставят ему в вину враги. «След его шарма прослеживается в течение ста пятидесяти лет, — рассказывает ведущий. — Им так или иначе были увлечены Вольтер, Байрон, Пушкин, Чайковский. О художниках и говорить нечего: одному сюжету (по-видимому, апокрифическому) со всадником, привязанным к коню, посвящены десятки картин. В то же время, история «последней любви» Мазепы и юной Матрены Кочубей выглядит намного трогательнее и целомудреннее, чем, она описана, скажем у Пушкина. И главное, при Мазепе Украина вздохнула спокойно. Он проводил довольно разумную экономическую политику и — вот что удивительно — не воровал! Сохранились десятки построенных им храмов и ни одного дворца, ни одной резиденции или загородной виллы. Приходится предположить, что у него находились другие способы самоутверждения и самореализации. Весь этот материал тянет на масштабный игровой фильм но, увы, такой фильм уже снят».