Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Монологи об Украине

Мифы и реальность мирных планов
11 октября, 2019 - 11:56

«Формулы Штайнмайера» не существует, это выражение — сугубо медийный продукт. Это — мнение министра обороны Украины Андрея Загороднюка, которым он поделился во время публичного мероприятия в рамках проекта «Диалоги об Украине», который состоялся на этой неделе в Житомире. «Эта вербальная формула, потому что ее нигде написанной нет, является медийным продуктом. Сам Штайнмайер, а он президент Германии, не знает, что такое «формула Штайнмаера». Он просто назвал какой-то алгоритм, а затем его начали называть формулой», — цитирует Укринформ главы МО.

Наверно, министру показалось, что, подобрав такое определение — «медийный продукт» — он таким образом обесценил пресловутую «формулу» и смог объяснить людям ее незначимость. Впрочем, в действительности, все с точностью до наоборот.

Тот факт, что «формула Штайнмайера» виртуализировалась и начала жить «собственной жизнью», означает, что это явление превратилось не просто в медийный продукт — оно стало нарративом, стереотипом общественной мысли, мифом. Причем — и это важно — это виртуальное представление, хотя и базируется на действительно согласованном документе, стало намного шире и более концептуальным.

Мифическая «формула Штайнмайера», на внедрение которой теперь согласилась Украина, для наших западных партнеров является символом реального шага Киева к миру; для украинской власти — возможностью начать результативные мирные переговоры, действительно продвинуться вперед на пути окончания войны; для избирателей Зеленского и «Слуги народа» — это выполнение предвыборных обещаний.

Но для значительного количества граждан Украины соглашение, которое названо в честь ее идеолога, немецкого президента, — это предсказатель капитуляции и первый этап сдачи украинских национальных интересов.

Теперь команда власти понимает существующую проблему таким образом: была «слабая коммуникация», «известно кто» «подогревал людей», «людей запутали», и именно это привело к формированию существующего (неверного) невосприятия мирных инициатив украинской власти. Именно об этом говорил Президент Зеленский во время пресс-марафона 10 октября. Он отметил: большинство людей — свыше 80% — хотят прекратить войну (другие, выходит, просто запутались). Соответственно, в рамках борьбы с обнаруженной проблемой власть решила организовать массированное информирование граждан относительно «зловещей» «формулы». Цель — успокоить, рассказав правду.

Президент провел пресс-марафон, где говорил в том числе и о вопросе мирных договоренностей: объяснял, что «формула Штайнмайера» будет внедрена лишь путем принятия закона в Верховной Раде, что безопасность людей на линии разведения войск будет обеспечена.

Правительственные чиновники с программой «Диалоги об Украине» выехали в регионы, где убеждают людей, что пересечения «красных линий не будет».

Понятно, что задание, которое теперь перед собой поставила команда власти, — опровергнуть неверную, по их мнению, информацию о «капитуляции», о «сдаче страны». Но такое классическое информирование не будет эффективным при двух условиях:

1. если идет борьба с виртуальным «медийным продуктом», с «мифом»

2. если идет речь о реальных и жестких убеждениях людей.

В первом случае людей придется «перепрограммировать» с помощью пропаганды и контрпропаганды. Информирование «в лоб» здесь не является результативным по определению.

Во втором случае — попытки рассказать людям, что их убеждения (само убеждение — то, в чем они уверены) являются ошибочными, могут быть не просто малоэффективными, но и опасными.

Повторяя тезисы о том, что никакой капитуляции не происходит, происходит лишь выполнение Минских договоренностей людям, которые именно это соглашение, подписанное в Минске, еще при президенте Порошенко, и считают признаком капитуляции, можно достичь противоположного эффекта. Люди просто очередной раз убедятся, что «сдача Украины» действительно происходит, точнее — с их точки зрения — продолжается.

Эту проблему стойкого восприятия Минских договоренностей как «измены», кажется, и нынешняя команда власти, и наши западные партнеры не очень понимают. Но именно распространенность такой точки зрения среди граждан Украины и является главной причиной возмущения общества в ответ на «миротворческие» шаги нынешней власти.

В действительности, в 2015-2016 гг. команда Петра Порошенко сделала очень много для уменьшения «воинственных настроений», и именно на преодоление «радикализма» (во многих случаях даже патриотизма) долгое время была направлена официальная информационная политика прежней власти. Но во время избирательной кампании риторика была изменена почти на прямо противоположную.

Рано или поздно и нынешняя власть столкнется с необходимостью не просто информирования граждан, а проведения активной информационно-пропагандистской  кампании по «успокоению», «пацификации» украинцев для беспрепятственного внедрения всех согласованных с Россией мирных планов. И большой вопрос, будет ли этот путь успешным. Даже не так — на самом ли деле нужно Украине как государству, чтобы этот путь был успешным?

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ