Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Морально-этический нокаут

7 мая, 2003 - 00:00

О засилье агрессии на коммерческом телевидении сегодня не пишет, вероятно, только ленивый. А тем временем на телеэкранах продолжают взрываться дома и автомобили, льется кровь, очередной супермен ломает челюсти...

Ныне пришли к действительно судьбоносному моменту: или реально начнем (наконец?) гуманизацию теле- и радиоэфира — а значит начнем содействовать формированию культурноцентрического государства, — или процесс дегенерации приобретет злокачественные размеры. Преувеличиваю? Если бы так. Как известно, каждый обязательно в конечном счете оплачивает все счета. Вот и придется рассчитываться за все — духовное обнищание, вседозволенность. Как трудно будет выкорчевывать все то, что так глубоко засело в истерзанных душах молодых людей. Ведь именно в детском возрасте формируются моральные параметры, чувства, мировоззрение: и на все это методически действует телеэкран. А испорченную душу восстановить, очистить очень тяжело.

Под заманчивым лозунгом свободы информации расширяются масштабы теле-радиоактивного заражения многомиллионных масс населения, особенно молодых. Коммуникативный бум сопровождается эскалацией стандартов бульварной журналистики. Молодежь, подростки жадно глотают привлекательную наживку.

Доказательства? Сколько угодно. Знакомлюсь с телевизионным газетным меню. Какие «деликатесы» подготовили! «Распутницы», «Дом страха», «Смертельный поединок-2», «Битва драконов», «Суперпреступление», «Пираньи — летающие убийцы», «Искушение», «Убийственный рейс»... И так каждый вечер... Такие и похожие на них фильмы-близнецы являются эффективным средством массового психопрограммирования, дебилизации молодежи, содействуют распространению девиантного поведения молодежи в быту. Фильмы и клипы активно возбуждают инстинкты. И как следствие — совсем другая личность: эгоистичная, жестокая, жадная — собственно, социальное животное. Постоянный режим психокодирования, насаждение определенных установок — все это укрепляет в обществе «эстетику зла», разрушающую психологию детей и подростков, у которых еще не окрепли моральные параметры.

А бережное, тактичное отношение к ребенку, который еще не защищен от зла ничем — ни собственным опытом, ни окружающими позитивными примерами, — это вообще что-то нафталинно-архаическое, затянутое паутиной забытых моральных критериев. И не стоит надеяться, что в таких зачумленных головах и сердцах зазвучит чистая нота... Как нельзя ожидать стыда и раскаяния тех, кто причастен к моральному опустошению молодежи.

Вот еще несколько примеров. Мультфильм «Покемон» имеет агрессивный характер, вредно влияет на психику ребенка. В одном из интервью молодой украинский режиссер-аниматор Степан Коваль (лауреат Берлинского кинофестиваля) с тревогой говорил, что детей следует воспитывать не на покемонах: «Я по своему ребенку вижу: насмотрится этих роботов и ходит агрессивный. Выросло целое агрессивное поколение». Когда-то были героические мифы, мы так ныне над ними легко и весело смеемся. Но есть ли сегодня новые мифы, мало-мальски позитивные? Как известно, цивилизация может быть агрессивной, а высокая культура — никогда.

Пресса с грустью сообщает, что романтизация уголовных поступков в сериале «Бригада» уже дала агрессивные последствия среди школьников.

Неосведомленные могут сказать: виновно законодательство, отсутствуют соответствующие законы в масс-медийной сфере. Ошибаетесь: законы есть.

Статья 2 Закона Украины «О телевидении и радиовещании»: «...Телерадиоорганизации не имеют права в своих программах... вести пропаганду... насилия и жестокости, распространять... информацию, подрывающую общественную мораль или подстрекающую к правонарушениям, унижающую честь и достоинство человека».

Статья 41 того же Закона: «Передачи (фильмы), которые могут причинить вред физическому, психическому, моральному развитию несовершеннолетних, запрещаются»;

Статья 300 Уголовного кодекса Украины: «... распространение кино-видеопродукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости... наказывают штрафом от 100 до 300 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до 5 лет с конфискацией кино- и видеопродукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости, средств ее изготовления и демонстрирования».

Какой еще конкретики не хватает? Но соблюдают ли эти статьи на деле? Хотя бы один судебный процесс состоялся? Необходим более жесткий контроль за соблюдением определенных норм. Если не выполняются — задействовать штрафные санкции. Обнародование факта применения такой санкции, уверен, даст нужные последствия. Меры, конечно, вынужденные, но время уговоров уже прошло.

Мы являемся свидетелями интересной метаморфозы в отечественном телехозяйстве: чтобы получить желанную лицензию, руководство телекомпании в изложении своей программной концепции напишет все, что требуется. Ситуация довольно банальная и легко объясняемая: одни делают вид, что ситуация под контролем, а другие — что послушно выполняют статьи всех профильных законов. А эфир тем временем живет своей жизнью, какой — вы хорошо знаете.

Конечно, не все так плохо... Есть «Двойное доказательство», «Я так думаю», «Без табу», «Образовательный канал» (пристроился на УТ-2 в дневные часы), «Самый умный», «Шаг к звездам»... Но вот закрыли передачу «Монологи» Вадима Скуративского, нашего интеллектуала, энциклопедиста. Его так интересно слушать — было. Жаль. Хорошо, что сделали передачу о нем («Имена»), где он с горечью сказал откровенно: «Позволили продуцировать свои мысли — мне больше и не нужно. А если от меня ждут клоунады — не получится». (Справедливости ради стоит отметить, что сейчас на УТ 2 В.Скуративский ведет программу «Вижу землю. — Ред. )

Такова наша reality. Воистину мудрая поговорка: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Время от времени мы начинаем яростно креститься, а громы не стихают. Кричим, гневно ругаем (кого?) за жалкое состояние национальной культуры, парламентские стены сотрясаются от праведных упреков (кому?) в отношении заброшенного состояния украинского языка. Ну просто Везувий да и только. Но эти сотрясения, извержения — только небольшая часть того, что происходит где- то там глубоко. Эти справедливые, но малоэффективные акции напоминают, скорее, эмоциональный кураж (в народе это называется «выпустить пар»). Но имеют ли реальную силу обладатели этих гневных голосов или это очередное «поговорили- разошлись», а реальные дела тихой сапой продолжают последовательно совершать другие?

Утешаюсь: руководители каналов должны иметь здравый смысл и хоть какие-то побеги национального. И об инстинкте самосохранения не помешало бы вспомнить.

Николай СЛОБОДЯН, заслуженный деятель искусств Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ