Timeo Danaos et dona ferentes. «Бойся данайцев, дары приносящих». Вспомнить воспетое Гомером и Вергилием античное коварство заставляет один весьма интересный и настолько же подозрительный законопроект, который ожидает своей судьбы под парламентским сукном.
Речь идет о проекте Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», которым предусмотрено освобождение радиоорганизаций, вещание которых на 100% осуществляется на государственном языке и доля транслируемых музыкальных произведений на украинском языке в которых составляет не менее 80%, от уплаты налога на прибыль и сбора за пользование радиочастотным ресурсом сроком на пять лет. Таким образом, законотворцы демонстрируют свое благородное желание компенсировать негативные последствия от отмены квот на украинскую музыку в радиоэфире.
Эстетика момента требует от признательных национально сознательных граждан чепчиков в воздухе, фейерверков или, по крайней мере, громких, продолжительных аплодисментов.
Но победное восклицание «Ура!» застряло поперек горла. Ибо даже на глаз, без сканирования и прощупывания видно, что чемодан этот с двойным дном. А из истории с троянским конем мы знаем, какой опасной может быть его начинка.
Подобно тому, как на заполненной наполовину бутылке проводится тест на оптимизм, в нашем случае роль такой тестовой бутылки выполняет объяснительная записка к законопроекту. А в ней, в частности, говорится: «Сегодня большинство радиоорганизаций в Украине, которые имеют вещание во многих городах страны, используют русский язык и русскоязычный музыкальный продукт. Это состояние сформировалось несмотря на то, что до последнего времени отечественное законодательство содержало ограничительные квоты на использование музыки иностранных авторов».
То есть в тексте статьи 9 Закона Украины «О телевидении и радиовещании», которая определяет, что «в общем объеме вещания каждой телерадиоорганизации не менее 50 процентов должен составлять национальный аудиовизуальный продукт или музыкальные произведения украинских авторов и исполнителей», инициаторы законопроекта усматривают не минимальную защиту украинского (даже не украиноязычного) продукта, а «ограничительные квоты на использование музыки иностранных авторов».
Украинцы уже привыкли, что законотворцы в своей массе на те или иные вещи часто имеют взгляд, радикально отличающийся от их собственного. Черное для слуг народа запросто может быть белым и наоборот. Но даже несмотря на это, подобное трактование Закона убеждает, что отношение народных избранников к проблеме одностороннее и предубежденное.
А еще в этой пояснительной записке авторы проекта уверяют, что его принятие якобы «обеспечит развитие украинского языка как государственного в Украине». То есть не где-то там на Волыни, Буковине или Полтавщине, а именно в Украине, на всей ее территории.
Поэтому будет очень интересно услышать разъяснения докладчика во время рассмотрения проекта, каким именно образом эта новация скажется на развитии государственного языка, например, в Крыму или в Донбассе. Если, конечно, его об этом спросят.
Докладывать же законопроект на пленарном заседании Верховной Рады, как указано в представлении, будет народный депутат Украины, член комитета по вопросам свободы слова и информации Виктор Уколов, что само по себе вызывает удивление.
Почему почетную миссию взял на себя глава подкомитета по вопросам печатных СМИ и Интернета, когда есть глава подкомитета по телевидению и радиовещанию Елена Бондаренко — автор, кстати, упоминавшегося нами законопроекта об отмене «глупых», по ее мнению, квот на «некачественную», по ее словам, украинскую музыку.
В слова главы профильного подкомитета, что инициатором «революционного» законопроекта является якобы В. Уколов, а сама она лишь его доработала, верится с трудом. Так как пиарить этот плод депутатской мысли еще до его регистрации в парламенте начала именно госпожа Бондаренко. Причем делала она это настолько вдохновенно и самоотверженно, что многие журналисты выполнили месячные планы по публикациям, а видеоролик, на котором донбасская депутатка со страдальческим выражением лица поет «Рідна мати моя», стал настоящим хитом. И очень символично, что старт этой кампании начался на канале «Интер». Это же так естественно — ну где еще можно поговорить о поддержке украинской музыки?
Но, похоже, убедить общественность в искренности своих намерений депутатке не удалось. А объяснение «соучастия» в этой затее депутатов из лагеря оппозиции, кроме В. Уколова — еще А. Шевченко и Ю. Стеця, может иметь лишь три версии: либо они понимают проблему недостаточно глубоко, либо со своей коллегой имеют идентичное мировоззрение, либо же их, так сказать, развели на макуху.
Причина же перевода стрелок на другого докладчика, наверное, кроется в том, что госпоже Елене очень не хотелось бы краснеть, если бы ее вдруг спросили, каким же образом она предлагает наполнять эфир радиостанций украиноязычной музыкой на 80%, если качественной украинской музыки вкупе с отечественной русскоязычной попсой, по ее мнению, даже на 50% эфира не хватает.
Лукавая какая-то вышла математика, нехорошая. Поэтому законопроект № 8095, несмотря на его, на первый взгляд, проукраинскую риторику, оказался не более чем утонченным иезуитством. И оснований считать его не просто неэффективным или неадекватным, а вредным — достаточно. Хотя бы из таких соображений.
На рассмотрении парламентского комитета, где работают Бондаренко и К°, среди прочих находится проект Закона Украины «О Концепции государственной информационной политики», который успешно прошел первое чтение и принят за основу. В пояснительной записке к нему указано, что реализация Закона сделает возможным формирование единого национального информационного пространства.
Отсюда можно сделать вывод, что создание единого национального информационного пространства признается приоритетом государственной информационной политики. И, судя по тому, что все наши герои, присутствовавшие на заседании, голосовали «за», они с этим согласны.
Но что же будет на самом деле, если парламентарии все-таки примут оба закона — об отмене квот и введении льгот? Не надо быть оракулом, чтобы спрогнозировать, что на западе не изменится ничего, а в центре, учитывая то, какая сила сегодня при власти, — возможны незначительные изменения в сторону уменьшения количества украиноязычного продукта. Ну, а как себе госпожа Бондаренко представляет переход на украинский язык и музыку радиостанций в ее родной Макеевке?
Во времена, когда над Донбассом выстраивался информационный зонтик, нынешняя депутатка активно работала в тамошних медиаструктурах, поэтому лучше нас знает, что этого не произойдет, так как слишком долго и интенсивно мозги электората пропагандистами местных князьков раскрашивались белыми, синими и красными цветами.
В итоге это означает, что на электоральных землях сегодняшней партии власти украинская музыка исчезнет совсем, а культурная и ментальная пропасть между регионами страны станет еще глубже. Тогда о каком едином национальном информационном пространстве может идти речь?
Впрочем, это плохо для нас с вами, а вот Макиавелли, например, именно принцип «Разделяй и властвуй» считал наиболее пригодным для управления странами, которые состоят из разнородных частей.
Так, может, Макиавелли кто-то начитался?