В предпоследний день летнего интенсива студенты получили возможность пообщаться с известным украинским медийщиком Павлом Кужеевым. Старт журналистской карьеры Павла приходится на начальную школу — тогда он принимал участие в детских программах на областном телевидении Кропивницкого. Уже в последние годы учебы работал в авторском проекте ежедневных новостей. Далее — продолжалась репортерская и корреспондентская деятельность на центральных телеканалах, работа редактором на радио. Как результат — в 2009 году Павел получил почетное звание Заслуженного журналиста Украины. Сегодня же лектора Летней школы журналистики регулярно можно увидеть в прямых эфирах «112 Украина», где он одновременно занимает должность и главного редактора, и телеведущего.
«ЭКСКЛЮЗИВ — НА ВЕС ЗОЛОТА»
Мария ЧАДЮК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Сейчас «112 Украина» — это общенациональный канал. В связи с этим планируете ли вы увеличивать сеть региональных корреспондентов? И как вообще найти классного стримера в регионах?
П.К.: — Эксклюзив всегда на вес золота. Поэтому, когда наш собкор присутствует на месте события, то не только информация вызывает большее доверие, но и канал повышает свой авторитет. Развитие корреспондентской сети — чрезвычайно важная составляющая в работе телеканалов. Успех ее функционирования — это результат тяжелого поиска и отбора людей, способных на месте сориентироваться в событии, грамотно писать, разговаривать и еще и не лениться и быть довольным гонораром! И здесь можно вспомнить лозунг времен индустриализации: «Кадры, которые завладели техникой, решают все!». Это я к тому, что собственного корреспондента нужно тоже научить технологии производства прямых включений или монтажа, подружить с «железом». Когда мы говорим о стримерах, которые не являются нашими штатными работниками, то и для них есть определенный набор требований: от понимания азов кадрирования до текстового сопровождения в кадре и за кадром.
Еще одна особенность работы журналистов на местах — то, что они знакомы с тамошними порядками и представителями государственных структур. И это может накладывать определенный отпечаток на их работу, не всегда в лучшую сторону.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — НАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Кристина ПЕТРЕНКО, Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова:
— Сегодня все больше развивается информационное телевидение, скажите, какие у него недостатки, а какие преимущества?
П.К.: — Если вы заметили тенденции в форматах где-то последних 10-15 лет — то можно видеть, как на разных каналах появляются похожие программы. Никаких велосипедов среда не изобретает, а видоизменяет уже обкатанные формы и форматы. Учитывая общественно-политическую жизнь, экономическое положение, которое страна переживает, не удивительно, что стали востребованными именно информационные телеканалы. В этой нише — настоящий бум.
С одной стороны, это хорошо потому, что журналисты не остаются без работы и на хлеб с маслом могут себе заработать. С другой стороны, давайте не путать сугубо информационное вещание с пропагандой или контрпропагандой. Все зависит от цели, которую ставит перед собой тот или иной вещатель. Для нас, например, это сбалансированное информирование людей о событиях, во время которого мы рассказываем обо всем, что должно знать общество. Для этого мы готовы работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Вместе с тем мы же все понимаем: каждая власть хочет, чтобы все медиа проводили лояльную к ней политику. Я много лет работаю в информационном телевидении, видел, как оно зарождалось в Украине. И путь окончательного становления информационного вещания до конца еще не пройден, и нужно над многим работать: от действенной защиты прав журналистов до вхождения украинских медиа в мировой контекст на равных со всеми возможностями.
«НОВОСТИ — ПРОДУКТ СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ»
Вита ШНАЙДЕР, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Каким должно быть соотношение оперативности и качества сегодня? Мы имеем примеры, когда информационные каналы активно стримили и сыграли важную роль во время событий на Майдане, но может ли теперь информация подаваться так некачественно, в неотфильтрованном, необдуманном виде, как это делалось тогда?
П.К.: — Технический прогресс — наш лучший друг! Еще буквально три-четыре года назад совсем иначе выглядела работа ньюзрума, по-другому было построено взаимодействие редакции и съемочной группы на выезде. С развитием информационных технологий получение и распространение информации — это вопрос нескольких секунд. Новости — продукт, который быстро портится. И здесь на первое место уже выходит не сама охота за новостью, а то, как ее правильно проанализировать, проработать и донести до реципиента. При этом сохранить свежесть информации, наполнить ее аналитикой, интересно визуализировать и не забыть о морально-этических правилах, ведь люди же разные, это телевизоры у всех одинаковые. Когда сейчас телеканалы наперегонки стараются поразить зрителя сенсациями — это, конечно, может прибавить рейтинги, но не всегда прибавит в уважении.
Оксана ВОЙТКО, Львовский национальный университет им. И.Я. Франко:
— Как стоит подбирать квалифицированных экспертов и специалистов в эфиры? Вы согласны, что украинское ТВ переживает так называемый кризис экспертной среды?
П.К.: — Гостей студии мы ищем в вузах, через личные связи, порой журналисты на выездах налаживают контакты, и мы потом приглашаем новых знакомцев в студию. Разумеется, попадаются заангажированные эксперты. Но они себя быстро выдают, потому мы с ними прощаемся, не жалея. В поисках компетентных специалистов мы мониторим прессу, соцсети, блоги и тому подобное. Нам важна экспертная компетенция! А уже после эфира смотрим еще и на показатели телепросмотра — был ли тот или иной эксперт интересен зрителю.
«НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ДАЛЬШЕ ДЕЛАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ»
Марина СНИЖИНСКАЯ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Каким вы вообще видите будущее информационной журналистики?
П.К.: — Бесспорно, информационное вещание дальше будет развиваться еще стремительнее. Теперь уже мало просто получить информацию. Увеличивается вес аналитического контента. Спрос на информацию и в дальнейшем будет расти. И пока в стране жизнь столь насыщенна политическими событиями, будут развиваться и информационные каналы.
Что касается «112 Украина», то мы постоянно работаем над тем, чтобы завтра быть лучшими, чем сегодня. Мы просто обязаны быть постоянно в тонусе и точно так же не отпускать своего зрителя. Мы компилируем жанры, придумываем форматы, внедряем ноу-хау. Например, для того, чтобы быть еще более оперативными — разработали и запустили мобильное приложение «Очевидец 112». Оно позволяет каждому владельцу смартфона делиться видео или фото прямо с места события, которые потом канал использует в эфире. За это мы даем пользователям денежное вознаграждение.
«КОГДА СМОТРИМ НА РЕЙТИНГИ — ХОЧЕТСЯ РАБОТАТЬ»
Марина БАРБА, Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова:
— Долгое время разворачивается конфликт между Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания и вашим телеканалом. В частности, канал «112 Украина» обвиняли в нарушении лицензионных требований и законодательных норм. На ваш взгляд, с чем это связано и почему именно таким образом оказывают давление на «112 Украина»?
П.К.: — Возвращаясь к уже ранее сказанному, понятно, что любая власть хочет иметь лояльные медиа. И даже если телеканал подает взвешенную, сбалансированную информацию и делает это лучше других, кого-то это может не устраивать. Когда мы хотели сделать перелицензирование, нам не позволили, но в то же время продолжили обвинять в нарушении закона. Юридический отдел телеканала сейчас занимается этим делом, юристы пытаются разорвать этот замкнутый круг. И мы не сдаемся. Когда смотрю на наши высокие рейтинги, то понимаю, что есть для кого работать, а значит, мы не будем опускать рук.
В этом году Летняя школа журналистики проходила при поддержке Центра информации и документации НАТО.