Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы живем в одном мире»

Журналист французского издания La Croix Ален Гиймоль — о том, как французы и украинцы стали ближе
26 июня, 2009 - 00:00

Ален Гиймоль работает в международном отделе французской газеты La Croix («Ла Круа»). Он специализируется на Восточной и Центральной Европе. Ален является автором двух книг, которые могли бы заинтересовать украинского читателя — «И даже снег был оранжевым» (посвящена событиям оранжевой революции) и «Газпром: новая империя» — о Газпроме, который Ален почти поэтически называет «самым большим бриллиантом в короне российского «царя» Владимира Путина». Недавно журналист приехал в Украину по специальному приглашению, чтобы прочитать лекцию студентам одного из столичных вузов — о реалиях отношений Франции — ЕС и перспективе коммуникации Украины — ЕС. По его словам, Франция узнала об Украине во время оранжевой революции. А сегодня Украина стала значительно ближе к Европе, ведь мы слушаем одну и ту же музыку, смотрим одни и те же фильмы, читаем одинаковые книги и новости. Общаясь с Аленом, мы пытались выяснить его взгляды (а значит, в известной степени и позицию западной прессы) относительно того, какие изменения пережила Украина и ее СМИ в последнее время. Ниже мы подаем наиболее интересные мысли французского журналиста.

«МЫ НЕ ПОНИМАЕМ, КТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТ ВАШЕЙ СТРАНОЙ»

— Украина — это бывшая республика СССР, но она на пути изменений. Несмотря на это, и сегодня заметны черты поведения, свойственные советским временам. Но этих «остатков» все меньше и меньше, даже сейчас, когда институт власти становится все слабее. Многое изменилось в Украине за последние полтора десятилетия. Помню, как впервые приехал сюда в 1994 — 1995 годах. На тот момент украинцы почти не путешествовали за границу, большинство из них даже никогда не имели такой возможности. Для меня здесь был совсем другой мир, нежели во Франции. Приехать сюда было для меня — как полететь на Луну. А сейчас французы и украинцы слушают одинаковую музыку, смотрят одинаковые фильмы, мы слышим и читаем одни и те же новости, мы живем в одном мире. Мы стали ближе. Многие французы приезжают в Украину как туристы, и у них появляются собственные впечатления о вашей стране. Также и украинцы путешествуют во Францию, Германию, Великобританию, Чехию.

Что касается членства Украины в ЕС, то газетные статьи полностью совпадают с общественным мнением. Честно говоря, французы боятся расширения ЕС. Неважно, о какой стране идет речь. Именно это и является причиной, почему французы — «против». Впрочем, существует такое мнение, что лучше предоставить членство Украине, чем Турции. Я не могу привести точные цифры опроса, но большинство французов отдали бы преимущество Украине перед Турцией. Потому что Украину они считают ближе по стилю жизни и ценностям.

Французов интересует все необычное и новое, в том числе украинское. Например, Верка Сердючка — это феномен, и потому она интересна молодым французам. Она довольно популярная в определенных кругах молодежи. Также группа Gogol Bordello, чей вокалист является украинцем по происхождению. Также нам интересны некоторые украинские писатели — например, Андрей Курков и Юрий Андрухович. Уже год, как книги Андруховича начали переводить и издавать на французском. Наиболее успешной стала «Московиада». Критики восприняли весьма положительно.

К сожалению, сейчас создается впечатление, что ситуация в Украине близка к полному беспорядку. Мы не понимаем, кто на самом деле руководит страной. Нам кажется, что в стране нет единства, так как происходит перманентная война между президентом и премьером. Почему чаще всего об Украине пишут тогда, когда случается что-то плохое? Это типичная черта всех медиа — сосредотачивать свое внимание лишь на опоздавшем поезде, ведь это — новость. А вот пришедший вовремя поезд — это не новость. Можно сказать, что медиа пишут о любой стране в негативе. Подобное я слышу и от российских журналистов, которые постоянно спрашивают: почему французская пресса фокусируется лишь на плохом, почему не видит наших позитивных действий? Такое я слышал и от сербов. Но это всего-навсего особенность медиа. Одновременно во французской прессе выходили и хорошие материалы об Украине. Например, когда Руслана победила на «Евровидении», был ряд позитивных материалов. Также много сильных и хороших материалов писали о победе оранжевой революции. Но материалы в позитивном ключе не системны.

«И ДАЖЕ СНЕГ БЫЛ ОРАНЖЕВЫМ» И «ГАЗПРОМ: НОВАЯ ИМПЕРИЯ»

— Моя книга «И даже снег был оранжевым» не переведена на украинский. Я не уверен, что она может быть интересна украинской аудитории, хотя я бы очень обрадовался украинскому читателю. В любом случае, сейчас возможности издать книгу на украинском языке нет. Книга «И даже снег был оранжевым» рассказывает о том, какой была оранжевая революция — интересной и короткой, в течение которой конфликт был решен силами большой толпы людей. Там была и романтика, но романтическое время было очень коротким, а потом все снова вернулись к своей жизни. Но этот короткий промежуток времени был очень специфическим и важным для Украины. Я пытался рассказать историю, которую видел своими глазами, я был здесь от начала революции до конца. Это событие, бесспорно, помогало европейцам увидеть Украину, французы увидели ее именно через это движение. Для меня как исследователя было интересно понять, что же в действительности произошло во время революции. Поэтому попытка это осознать переросла во что-то большее, чем несколько газетных статей. Эту книгу я создал за месяц, и уже в марте — апреле 2005 года она была опубликована. Можно сказать, что книга родилась непосредственно в революции.

Что касается второй моей книги «Газпром: новая империя», то ее я решил написать сразу после первого газового кризиса в 2006 году. Я пытался объяснить, что же происходит в России, как именно функционирует российский режим. И мне пришла в голову идея, что лучше всего описать сегодняшнюю Россию — это описать Газпром. Его называют «страной внутри страны», и на его примере очень легко показать, чего хочет достичь российский режим. Можно сказать, что Газпром — это самый большой бриллиант в короне российского «царя» Владимира Путина. Это своего рода модель России сегодня. Именно российский режим смог сделать из Газпрома — большой, могущественной, богатой компании — инструмент воздействия мирового уровня. И сегодня в России пытаются сделать что-то похожее с другими группами — Госатомом, который сегодня является Газпромом в секторе атомной энергетики.

ПОИСКИ НОВОЙ ФОРМЫ МЕДИА

— Что касается медиа, то качество украинских СМИ значительно выросло, появился плюрализм. И очень жаль, что некоторые хорошие издания исчезают из-за финансового кризиса. Я надеюсь, что это временное явление. И скоро появится новое поколение качественных СМИ.

Во Франции с медиа также есть проблемы. Например, ситуация, когда несколько СМИ находятся в одних руках, у представителя бизнеса. Эта тема активно обсуждается во Франции. Посмотреть хотя бы на наиболее рейтинговые французские газеты. Первая — это «Ла Фигаро». Она принадлежит человеку, содержащему завод по производству военных самолетов. Также мы имеем проблемы из-за финансового кризиса. Концепция медиа меняется. Она просто должна меняться, чтобы выжить. Сейчас люди, особенно молодые, приходят к пониманию, что информация должна находиться в свободном доступе и должна быть бесплатной. Например, бесплатные газеты в метро, интернет. Бесплатные газеты появились несколько лет назад, и это стало большим шоком, ударом для традиционных газет, за которые нужно платить деньги. Люди понемногу приближаются к отказу от платных газет — они все меньше и меньше покупают прессу, потому что могут получить ее бесплатно в метро или найти всю нужную информацию в интернете. Однако мы продолжаем искать решения, которые бы дали возможность печатной прессе выжить. Для этого мы должны найти новый экономический баланс — например, с помощью рекламы. Ведь интернет-издание сегодня не является прибыльным делом. Впрочем, во Франции, как и во всем мире, есть тенденция к переходу медиа в веб-версии. Многие ведущие печатные медиа были вынуждены прекратить свое существование в печатном виде и перейти в интернет. Я думаю, в будущем интернет-медиа будут играть важную роль. Несмотря на все это, я считаю, что говорить о смерти печатных медиа слишком рано. Скорее всего, возникнет новая форма медиа.

СПРАВКА «Дня»

Ален Гиймоль изучал журналистику в университете города Ладий. Окончил аспирантуру при факультете современной истории в Институте политических исследований в Париже. Начал карьеру в журнале Inter-Dependances. Впоследствии работал журналистом отдела «Мир» ежедневной газеты La Croix, где специализировался на вопросах Восточной Европы (Россия, Украина, Балканы, Центральная Европа). Ален Гиймоль является также преподавателем международных отношений на факультете журналистики Сельса (Celsa) в Париже. Ныне он — заместитель заведующего международным отделом газеты La Croix и специалист по вопросам Восточной и Центральной Европы.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, Анна ПОЛУДЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ