Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На бис!

Телевизионный проект «Гра долі» вырос еще на две документальные ленты о корифеях украинского театра
12 марта, 1996 - 18:46

Продакшн-студия «Виател», которая уже в течение пяти лет создает многосерийный цикл «Гра долі» для «5 канала», своеобразно отметила свое пятнадцатилетие в компании Ивана Карпенко-Карого и Марка Кропивницкого. Именно им, основоположникам украинского театра, посвящены две очередные документальные серии из цикла «Гра долі». Режиссером фильмов «Иван Карпенко-Карый. Тобилевич» и «Марко Кропивницкий» стал заслуженный деятель искусств Украины Василий Витер. После работы, которая продолжалась целый год, он признался, что акценты в этом украинском кино приходятся именно на «человеческий фактор». В первую очередь авторы пытались понять, какими людьми были корифеи украинского театра, какой у них был темперамент и характер.

— Кто такие Иван Карпенко-Карый и Марко Кропивницкий? Мы говорим, что это гении, но этим ничего не говорим. Фильмы из цикла «Гра долі» мы снимаем не о том, какими великими были наши герои, что они сделали для общественной жизни, это вещи общеизвестные, и это скорее для театроведов и специалистов. Нас больше интересует, какими они были людьми, из чего все это вырастало, какого темперамента был этот человек, в какой среде жил, — рассказывает «Дню» Василий Витер. — А среда была очень интересная — огромная страна, середина ХІХ века, люди получили свободу, крестьянство активно взялось за землю, начали строиться железные дороги, и вдруг возник чрезвычайный спрос на все украинское. Таким образом появилась огромная масса малороссийских балаганов, в это время появились наши корифеи. Эти две фигуры — люди чрезвычайной судьбы и культуры, которые прожили драматичную жизнь. Марко Кропивницкий не только еще не до конца изученный театроведами, но и недооцененный нашей публикой. Это человек, к которому на репетиции приходил Константин Станиславский, а потом писал, что учился у Марка Кропивницкого.

Но этот факт станет не единственным открытием для зрителей. Скажем, на старой пластинке авторы нашли голос Марка Кропивницкого, который использовали в ленте. Теперь сквозь столетия можем услышать шевченковское стихотворение устами театрального корифея. Нечего и говорить о неизвестных широкой публике литературных произведениях Кропивницкого, которые убедили съемочную группу, что его перу принадлежат не только веселые водевили. Он также был талантливым драматическим автором, актером и режиссером.

Для того, чтобы написать удачный сценарий, авторам пришлось попотеть — они обращались в киноархив, искали литературу в библиотеках, интервьюировали ученых, работали с дневниками и мемуарами, с потомками героев. Скомпоновав эту мозаику, они создали целостную картину жизни героев.

Автор-ведущая проекта Наталья Сопит в восторге от последних работ, ведь она сама и многие ее коллеги в свое время учились в Театральном институте имени Карпенко-Карого:

— Эти герои, можно сказать, наши отцы. Атмосфера тех мест, где выдающиеся личности жили и творили — особая, она очень вдохновляла. Было очень приятно прикоснуться к той мебели, за которой они сидели, пройтись по их усадьбам.

По словам Натальи, она абсолютно не переживает, что однажды украинские герои, о которых можно снимать кино, «закончатся». Наоборот. Она считает, что рассказать о всех невозможно, но крайне необходимо.

— Лично я и те люди, с которыми я сотрудничаю, думаем, что наше общество в некоторой степени деградирует. В первую очередь упадок касается того, что мы не знаем, кто мы, откуда мы происходим. Многие молодые люди сейчас особенно и не стремятся этого знать. Мы пытаемся снимать так, чтобы было интересно и молодежи, и людям более образованным, которые, возможно, по школьной программе не имели возможности в Советском Союзе изучать наших героев. Надеемся, что наша, хотя и маленькая капелька, каким-то образом этому посодействует. У нас украинское уже давно стало модным, но эту модность все равно необходимо поддерживать, — считает Наталья.

Василий Витер утверждает, что своим проектом «Гра долі» авторы доказывают, что потребность в украинском, в том числе и на экране, существует:

— Если не мы, то кто же будет снимать о наших героях, ведь наш телевизионный эфир заполнен героями любых наций и стран, только не украинскими? Мы толком еще даже не знаем своих героев. По-видимому, это от того, что давно существует мнение, что на украинское нет спроса. Мы своим проектом доказываем, что это не так. Так, возможно, менеджмент каналов не достаточно мудр? Ведь зрители хотят таких проектов. Поэтому, собственно, возникла идея познавать своих героев, и мы видим, как положительно это воспринимается. Сейчас этот продукт покупают и общенациональные каналы, и областные. В том числе очень многие телевизионные каналы с Востока: Херсон, Крым, Одесская область, два канала из Донецкой области закупили все фильмы, не говорю о Западной Украине. Следовательно, когда есть продукт, то и спрос есть. Хотя на украинское спрос существовал всегда... Сейчас наша молодежь воспитывается на чужих примерах, на чужой продукции, ментально она понемногу начинает привыкать к этому, а у нее должна быть хотя бы возможность сравнить, — считает режиссер.

В дальнейших планах Василия Витра не только съемки документального сериала «Гра долі», которая уже насчитывает более полсотни лент об украинских писателях, актерах, князьях и гетманах, ученых и спортсменах. Этот сериал режиссер считает первым этапом, за которым откроется возможность создавать «нормальные большие проекты».

— Нормальные по игровым амплуа, — конкретизирует Василий. — Где должны играть актеры, где должны быть истории не вымышленные, и не «высосанные из пальца». Одним словом, не то «мыло», которое демонстрирует нам сейчас телевизионный эфир, а истории, построенные на хорошем фактаже, познавательные истории о жизни людей различных эпох без перевернутых идеологических транскрипций. Я уверен, что это будет если не безумный успех, то спрос, и люди на это пойдут. Такие проекты нужно сделать увлекательными, потому что искусство должно увлекать, а у нас очень часто произведения искусства становятся политическими декларациями. Я бы с радостью снял также фильмы и о других наших театральных корифеях: Николае Лысенко, Михаиле Старицком.

Ведущая Наталья Сопит хотела бы рассказать об Ольге Кобылянской. И сейчас съемочная группа уже ждет возможность отправиться в Черновцы. Интересной, по мнению Натальи, была бы и лента об Иване Миколайчуке. Теперь идут переговоры с его родными. Авторы рассказывают, что сотрудничество с потомками героев иногда бывает не совсем безоблачным. Проблемы возникают из-за существования пафосных стереотипов в отношении выдающихся личностей. Их потомки этот стереотип пытаются удержать, из-за чего появляются определенные «коррективы к сценарию». Иногда работа над фильмами останавливается из-за банальных погодных условий. Скажем, сейчас продолжается работа над масштабным фильмом о Богдане Хмельницком. Поскольку гетман родился зимой, съемочной группе пришлось ждать, пока выпадет снег, чтобы кино было максимально приближенным к действительности.

Впрочем, погодные условия — это далеко не самые главные проблемы «Гри долі». Основная причина, почему двадцатиминутные «ликбезы» по отечественной истории и культуре иногда не появляются на экране, — финансовая. Как только студия находит деньги на съемки очередной серии, работа продолжается.

— Над проектом я работаю уже пять лет, за это время снято более пятидесяти фильмов, — рассказывает Наталья Сопит. — Очень сложно назвать самые яркие эпизоды. Были такие герои, которых я не понимала или, наоборот, была удивлена их поступками, — рассказывает «Дню» ведущая Наталья Сопит.

После трансляции в марте—апреле лент о Марке Кропивницком и Иване Карпенко-Каром, зрителям предложат сюжеты из жизни Владимира Сосюры, Екатерины Билокур и Максима Рыльского. Т.е. игра продолжается...

СПРАВКА «Дня»

Студия «Виател» за время своего существования создала 115 фильмов, среди них — кинотрилогия о возрождении храмов: «Михайловский Златоверхий», «Успенский собор» и «Владимирский собор в Херсонесе». В прошлом году совместно с Министерством культуры и туризма студия создала полнометражный документальный фильм «Михайловский Златоверхий монастырь. 900 лет». С 2005 года снято уже 67 короткометражек в рамках цикла «Гра долі».

Елена ОЛИЙНЫК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ