Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На телеэкране — «Дурдом»

3 августа, 2006 - 18:33

Когда в прошлом году экспедиция Анатолия Матешко уехала на месяц на пленэры снимать очередной сериальный хит, никто из группы не предполагал, что премьера 12 серийного телефильма, над которым ониработали, состоится тоже летом — в период, казалось бы, не созданный для премьер качественного продукта. Но в этом году канал «1+1» пошел от противного и презентует все свои достижения за минувший год, начиная с июля. В августе же, правда не таком жарком и изнуряющем, каким он достался съемкам сериала «Дурдом», на экране этот самый сериал — с названием, вызывающим незамедлительный интерес включиться в просмотр с первых же кадров.

«Дурдом» — еще один плод сценариста Юрия Рогозы и режиссера Анатолия Матешко. Много лет назад их совместный труд можно было бы приравнять к антикризисной коалиции сериального производства. Именно «День рождения Буржуя» заложил первый кирпич в отечественную фабрику телевизионных грез. Удача поддержала не только репутацию телеканала как достойной продакшн-студии, но и определенным образом аукнулась на прочих украинских коллегах Рогозы — Матешко, которые сейчас активно работают для российского телерынка на отечественной базе. В этом есть некий парадокс — украинское кино снимать пока не получается (и далеко не только по материальным или бюрократическим причинам — нет идей и культурного пространства для кино), а вот телесериалы идут отлично (пусть и преимущественно ориентированные на российский рынок). Возможно, сериалы в будущем и станут для Украины и ее кино благодатным культурным грунтом, как это, например, случилось в Австрии, где, благодаря сериалам, кино нашло свой наивный псевдотелевизионный стиль.

В процессе создания «Дурдома» Матешко и Рогоза так и не встретились. При нынешнем конвейере это, наверное, и не нужно. Зато режиссер возродил старые традиции киношников и выехал на съемки в так называемую «экспедицию». Была она правда недалекой — в Черниговскую область, зато очень живописной и познавательной. Согласно сюжету, действие которого происходит в усадьбе вымышленного графа Макарова, необходимо было отыскать какое-нибудь старое поместье. К счастью такое, не очень «окученное» дотоле киношниками, нашлось в селе Сокиринцы. Принадлежала белоснежная усадьба с ротондой, озером, роскошным парком и лесом полковнику Игнату Галагану, чья роль в истории борьбы за украинскую независимость в XVII веке оказалась не очень-то благородной. Галаган, по одной из версий, получил свое имение в обмен за предательство казаков Запорожской Cечи. Жертвы его корыстолюбия прокляли Галаганов до седьмого колена. И как ни удивительно, именно на этой цифре род прекратил существование. Так что окруженная тайнами и преданиями усадьба стала центральным героем повествования (как это часто бывает в поэтических формах — существом одушевленным). Да и не только. Во избежание бесконечного повторения столь противоречивого названия, Анатолий Матешко в рабочем порядке на период съемок переименовал сериал в «Усадьбу». В общем, это всего лишь две стороны одной медали.

А на ней вычерчена история протяженностью лет в 100, с того момента как большевики расстреляли графа Макарова, не выдавшего тайну спрятанного скарба. Прошли десятилетия, и в доме Макаровых разместилась клиника для душевнобольных, которой заведует психиатр по фамилии... Макаров. К нему на работу после распределения приезжает главная героиня «Дурдома» — медсестра Света. Ее роль Анатолий Матешко предложил воплотить одной из актрис-близняшек Арнтгольц. Ольга уже снималась когда-то на «плюсах» в «Свадьбе Барби», а вот Татьяна только появлялась на экране в российском «Талисмане любви». Из ее коллег-соотечественников на площадку прибыл герой матешковской «Подруги особого назначения» — Сергей Чонишвили. Еще один «проверенный боец», к тому же и родной — Владимир Горянский, чья популярность началась как раз с «Буржуя», в новой работе со знакомым режиссером решил сменить амплуа. Никакого комизма и паясничества. Драма сельского следователя-неудачника, забросанного «висяками» (нераскрытыми бесперспективными уголовными делами), вылилась, хочется верить, не только в роскошные усы Горянского. Матешко пообещал, что таким актера еще никто не видел. Думаю, в любом случае «Дурдом» принесет много открытий отечественному зрителю. Ведь здесь, как в фирменном замесе Юрия Рогозы, вплели в одну упряжь «коня и трепетную лань». Так что детектив, мистика и приятный романтизм на лоне украинской пасторали нам обеспечен.

Филипп ВОКАЛЬЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ