Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На телевойне как на телевойне

или Как пропаганда втемяшивала людям, что «чужой» тоталитаризм — плохо, а «свой» — приемлемо
29 апреля, 2015 - 12:11
Сергей ГРАБОВСКИЙ

С самого начала 2000-х, после прихода в России к власти Путина и его команды, ежегодно в канун 9 мая и в сам этот день не только Россия, но и Украина, Беларусь, Казахстан и почти все другие постсоветские государства с помощью московского телевидения переносились в далекое прошлое. Точнее, не в трагическую реальность Второй мировой, воспроизведенную при помощи искусства, а в грязь не просто советской, а сталинистской и неосталинистской военной мифологии. А тоталитарная мифология — это не какая-то там постмодерная игрушка с конструированием альтернативной истории. Это навязывание с помощью мощной агитационно-пропагандистской и (если идет речь о России и Беларуси) репрессивной машины и отдельным людям, и всему обществу такой системы координат, в которой черное является белым, Земля — плоской, драконы и орки — реальностью, а товарищ Сталин — эффективным менеджером.

Даже при президентстве Ющенко ситуация на номинально украинских (а содержательно — наполовину, а то и больше российских) телеканалах почти не изменилась. Под видом чествования ветеранов войны и сохранения памяти о погибших, об их подвиге, сознание и подсознание десятков миллионов людей целеустремленно обрабатывалась сильнодействующими краснознаменными средствами с целью оправдания самого факта существования тоталитарной власти, если эта власть «наша», «своя», «родная». Другими словами, телепропаганда втемяшивала людям: «чужой» тоталитаризм — плохо, «свой» — приемлемо.

На 9 мая российское телевидение и его ретрансляторы и сателлиты, такие, как «Интер», снова и снова отмечали пренебрежение «русского мира» к разным там Европам и Америкам. Мол, это мы самостоятельно спасли мир, а других там, как говорят, «и не стояло». Ни французов и британцев (которые в действительности совместно в 1940 году выбили наилучшие кадры Люфтваффе, а затем Великобритания год практически самостоятельно противостояла Германии и Италии, поддерживаемым СССР, который имел с обоими этими государствами соглашения о дружбе). Ни сербов. Ни греков. Ни норвежцев с голландцами (маленькие страны, но не склонили голову; их огромные торговые флоты сделали действительно незаурядный вклад в разгром нацизма). Ни албанцев. Ни разных там канадцев... И хотя все эти народы вступили в войну с нацизмом и фашизмом раньше Советского Союза, который до последнего «дружил» с Гитлером и спасал того от нехватки продовольствия и промышленного сырья, 9 мая в русской, следовательно и в малорусской системе мифологических телекоординат — лишний случай, чтобы поиздеваться над ними, этими недотепами, которые не умеют воевать по самому совершенному в мире принципу: «Мы за ценой не постоим!»

А еще русская и малорусская (особенно мощная при режиме Януковича) телепропаганда изо всех сил пытались приуменьшить вклад украинцев в победу над нацизмом. Ведь реально украинцы во Второй мировой войне занимают особое место. Они — одна из немногих наций, которая прошла все полные шесть лет этой войны. Если россияне де-факто вступили в эту войну 17 сентября 1939 года на стороне Германии, когда Красная армия нанесла удар в тыл Войску Польскому, а де-юре — 22 июня 1941 года, то сто тысяч украинцев в составе этого самого Войска Польского встретили огнем танки нацистов на рассвете 1 сентября, в самом начале войны, в которую даже Франция и Великобритания вступили через несколько дней. Украинцы воевали с Германией и ее союзниками в составе разных армий и движений Сопротивления, как говорят, без «выходных». И хотя Украина имела во время этой войны только квазигосударственность в виде УССР и подпольный парламент — Українську головну визвольну раду(УГВР), — ее роль не сводилась к ресурсной базе и поставщику «пушечного мяса» советского или другого тоталитаризма. Не случайно «вождь народов» в конце 1942 года, как раз в канун наступления под Сталинградом, позволил «український червоний патріотизм» и дал, хотя бы на бумаге, УССР особые права. Гитлер спохватился через год, предоставив украинцам статус «арийского народа», да зря...

Даже более того: российская телепропаганда изо всех сил пыталась, пытается сейчас и будет пытаться дальше вычеркнуть из человеческой памяти то, что де-факто Вторая мировая началась в Москве. Именно там, в первые часы пополуночи 24 августа 1939 года был подписан Пакт Молотова-Риббентропа. Этот пакт — даже если не принимать во внимание тайный протокол о разделении Восточной Европы — открывал Гитлеру возможность завоевать Польшу и при этом не бояться военной или даже политической поддержки польской стороны со стороны СССР. Кроме того, пактом исключались общие действия против Германии со стороны Британии, Франции и Советского Союза. Кстати, в кругу компартийной верхушки Сталин не скрывал, что «пакт о ненападении в известной степени помогает Германии». Но вспоминает ли об этом кто-то на российском телевидении и на целом ряду де-юре «украинских» телеканалов? Говорят ли там о том, что кощунством является сам факт показа в фильмах, телемарафонах и авторских программах СССР как «жертвы неспровоцированной агрессии», «миролюбивого государства»?

Убежден: нам опять, пусть и в несколько меньшем объеме, будут «крутить» традиционные концерты из «песен военных лет», и никто не скажет, что часть из них написана до 22 июня 1941 года: и «Священная война», и «Я шел тогда в бои, в поход», и «Смуглянка-молдаванка», и «Зори балканские»... А в придачу — то ли советские (по большей части — не лучшие), то ли неосоветские фильмы.

Кстати: к 9 мая в России выходят в прокат фильмы «28 панфиловцев» и «Дорога на Берлин», «Орден» и «А зори здесь тихие». Последний фильм — это уже третья, и, по словам компетентных критиков, наихудшая экранизация известной повести русского писателя-фронтовика, убежденного противника всех разновидностей тоталитаризма Бориса Васильева. А первый — типичная «лабуда», потому что эти 28 — выдумка журналистов газеты «Красная звезда». Если не на телевидении, то в интернете эти фильмы точно вскоре появятся — когда идет речь об определенном сорте кино- и телевизионных лент, где заложена пропаганда, в России об авторском праве не слишком-то и заботятся. И еще одно: в прошлом году на 9 мая состоялась телепремьера «Сталинграда» Федора Бондарчука со всей его апологетикой «русского сверхчеловека». Что будет в этом году? Ждать уже недолго!

И вот в этом «ожидать», по-видимому, главное. Пока украинский телеэкран лишь номинально будет оставаться украинским, пока на нем в первую декаду мая ежегодно будет господствовать российская продукция (в лучшем случае — совместная, такая, как «Непокоренная»/»Битва за Севастополь», инфицированная традиционной советской «туфтой»), до тех пор российская пропаганда с этого телеэкрана будет мощным фактором нашей жизни. Противопоставить ей даже те телеканалы, которые этого хотят, пока что могут лишь пара десятков документально-публицистических лент и сериалов, иногда очень даже неплохих, но заместить художественные фильмы они не смогут. И песенные программы, и телешоу на военную тематику, где последовательно проведен украинский взгляд на Вторую мировую, они тоже не заменят. А следовательно... Вывод, кажется, понятен. Но каким образом побудить отечественных миллиардеров и мультимиллионеров вкладывать свои кровные деньги (и немалые) в отечественную же кино— и телепродукцию, посвященную правдивым судьбам украинцев на Второй мировой войне, — с тем, чтобы в конце концов победить Россию в нынешней «гибридной войне»?

 

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ