Кризис мировой фотожурналистики и пути ее преодоления, проблемы качества и этики репортажной фотографии, фотографическое образование и будущее отечественной журналистики. Эти и многие другие вопросы обсуждались 8 апреля в галерее «Лавра» признанные украинские фотомастера во время дискуссии «Фотожурналистика и документалистика: мировые тенденции, перспективы, ситуация в Украине». Организатор мероприятия — культурный фотографический центр «PhotoCULT», созданный в Киеве в конце прошлого года. А поскольку «День» уделяет много внимания репортажной фотографии, мы не могли остаться в стороне от дискуссии.
ПРОГРЕСС ПРОДУЦИРУЕТ ДИЛЕТАНТСТВО?
Стоит отметить, что атмосфера во время мероприятия была особенно позитивной и доброжелательной, а сама дискуссия больше напоминала общение старых друзей за чашкой чая. Понятное дело, современным фотографам живется куда лучше, чем старшим поколениям их коллег. Как вспоминал один из участников дискуссии, раньше ему оплачивали три кадра фотопленки на один сюжет для съемки. Не уложился — «твори» за собственные средства. Сегодня все значительно проще: не удался кадр — можно подправить в фотошопе, цифровая техника позволяет снимать, сколько душа пожелает, отошли в прошлое долгие проявки и печать фотографий. Фотография стала доступной для каждого, и рынок понемногу наполняется дилетантами, которые более-менее научились пользоваться вспышкой и освоили базовые команды фотошопа. Критерии оценки профессионализма и качества документальной фотографии — одна из важнейших проблем, стоящих перед сегодняшними медиа.
— Что касается профессионализма современных фотографов, то есть еще много проблем, связанных с культурой и образованием. На всю Украину я сегодня могу назвать только одного бильд-редактора с высшим фотографическим образованием. Часто бывает, что фотограф должен воспитывать и учить бильд-редактора, который не знает, как подобрать «правильную» фотографию к тексту и наоборот. И это действительно важная проблема, считает модератор дискуссии Александр ЛЯПИН.
В который раз прозвучала мысль о неминуемой смерти печатной журналистики. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, современный фотодокументалист должен ориентироваться на сетевой медиарынок. Не совсем согласился с мнением коллег Александр ЗУБКО:
— В начале прошлого века один ученый защитил работу по поводу будущего прессы. По его мнению, каждый новый вид СМИ, который должен был появиться, не нивелировал роль предшественника, а дополнял его. Это правило действовало без «сбоев» почти сто лет. Весьма вероятно, что будет действовать и дальше.
О ТЕНДЕНЦИЯХ ФОТОРЫНКА
По мнению специалистов, сегодня нивелируется значение самостоятельного и самодостаточного снимка. Лишь одиночные фотографии становятся успешными и перепечатываются, по большей части резонанс в обществе делают серии работ, которые раскрывают общую тему с разных сторон, — своеобразный анализ через фотографии. Работа над такими фотоочерками может продолжаться годами, а для ее успеха фотографу необходимо мыслить шире и не зацикливаться на «уездных проблемах». «Чернобылем уже никого не удивишь. Грантодатели отдадут преимущество темам СПИДа в Африке или вымирания тюленей. Нужно быть фотографами «мира», — считают участники дискуссии.
Фотоконкурс газеты «День», который имеет уже 12-летнюю историю, показал, что масштабность мышления и умение смотреть на вещи другими глазами можно развивать и в пределах своей страны. Главное — не лениться присматриваться к ней. Каждый год в конкурсе участвуют тысячи фоторабот, которые являются наглядным пособием того, как в своей стране можно находить уникальные сюжеты и поднимать актуальные для мира проблемы. А также- это прекрасная площадка для обмена профессиональным опытом. Собственно, высокий уровень фотоконкурса «Дня» отметили и участники дискуссии.
Еще одна тенденция, которая заявляет о себе все громче, — исчезновение фотожурналистики как самостоятельного направления в образовании. Документальная фотография постепенно ассимилируется с так называемыми visiual arts, включающими в себя курсы видеосъемки, монтажа. В целом же, профессиональное фотографическое образование до сих пор остается болезненным вопросом. По большей части украинские фотокоры — самоучки, осваивающие ремесло методом проб и ошибок или же под руководством более опытных коллег. Хороший пример — фотошкола газеты «День», которой уже более 15 лет. Даже в Институте журналистики, как рассказал присутствующий на мероприятии преподаватель, курс фотожурналистики изучается только один семестр, да и то обзорно.
По мнению фотокорреспондента газеты «Бизнес» Геннадия МИНЧЕНКО, лучший вариант для украинского фотографа — получать специальное образование за рубежом, потому что в Украине сильной высшей школы по специальности нет. Едва ли не наилучшей в этой области считает пражскую школу, которая не просто дает своим студентам профессиональные навыки, но и полностью меняет мировоззрение автора, заставляя его искать новые подходы и пути реализации своих творческих замыслов. Самообразование же, на его взгляд, часто оставляет свой отпечаток в виде ограниченности мышления фотографа.
По словам фотографа-фрилансера Сергея ПОЛЕЖАКИ, получить фотографическое образование за рубежом бесплатно не так уж и сложно. Главное — хорошо поискать. По мнению фотографа, есть три основных пути: получить грант на обучение или выиграть конкурс — и в качестве приза поехать получить образовательный курс. Кроме того, в некоторых странах (таких как Чехия, Финляндия, Польша) можно получить бесплатное фотографическое образование при условии обучения на государственном языке. Однако освоить язык за два года магистерской программы достаточно хорошо, чтобы успешно сдать выпускные экзамены, — задача не из простых. Но, как говорят, кто хочет — ищет способ.
По мнению же Сергея ДОЛЖЕНКО, открывать новые отделения или факультеты фотоискусства нет смысла.
— Наш рынок и так перенасыщен безработными фотографами. На них часто нет спроса. Востребованными будут разве что отделения юбилейной и свадебной фотографии, — шутит фотограф.
Все участники дискуссии были единодушны относительно возможностей самообразования. Интернет дает неограниченные возможности для обучения: ежедневно можно узнавать о последних тенденциях фотожурналистики, пересматривая фотографии информационных агентств, получить хорошую теоретическую подготовку на профессиональных сайтах, получить советы или консультации опытных фотографов и узнать оценку своих работ на десятках форумов. Было бы, как говорят, желание.
— Сегодня благодаря Интернету доступна практически любая информация. Кроме самообразования, как по мне, важно находить коллег-единомышленников, с которыми можно создавать платформу для обмена мнениями. Любая инициатива будет во благо, ведь все большие престижные агентства когда-то кто-то открывал и начинал с «нуля», — рассказывает фоторедактор журнала «ПРОSTORY» Евгения БЕЛОРУСЕЦ.
Закончилась дискуссия медиапоказом документальных проектов украинских фотомастеров — Ефрема Лукацкого, Сергея Долженко, Евгении Белорусец, Максима Дондюка.
— Можно отметить, что дискуссия была очень конструктивной. Во время мероприятия были подняты действительно важные вопросы современного фоторынка. Меня, как фотографа, радует наличие профессиональной солидарности и тот факт, что украинские фотокоры присматриваются к инициативам друг друга, — отметил фотокорреспондент газеты «День» Константин Гришин.