Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Наше главное задание – внимательно слушать»

В киевском кинотеатре «Октябрь» состоялась презентация проекта Сергея Буковского «Видеоантология новейшей Украины: Персоны, истории, виденья»
30 ноября, 2018 - 13:11
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Проект представили его автор и режиссер Сергей БУКОВСКИЙ, співавторка Виктория БОНДАР, продюсер Геннадий КОФМАН и представители творческой команды.

Персоны, о которых идет речь в названии проекта, — это известные украинки и украинцы, в первую очередь — диссиденты и независимые художники советской эпохи, которые осмелились бросить вызов людоедской системе, и, став таким образом участницами и участниками ключевых процессов второй половины XX века, безусловно повлияли на наше настоящее, однако часто и незаслуженно остаются на периферии общественного внимания.

Проект предусматривает запись интервью с личностями, которых необходимо отснять как можно быстрее; создание текстовых версий интервью; концептуализацию и разработку интернет-ресурса, на котором будут размещены отснятые материалы для свободного доступа с учетом потребностей людей с изъянами слуха или зрения. Второй этап — выход цикла документальных фильмов «Один день и всю жизнь» на основе записанных интервью и издания расшифрованных и упорядоченных интервью.

Первыми героями стали Иван ДЗЮБА, Юрий ЩЕРБАК, Семен ГЛУЗМАН, Дмитрий ГОРБАЧЕВ. В целом же замысел у авторов действительно масштабен — на очереди так же Лина КОСТЕНКО, Валентин СИЛЬВЕСТРОВ, Валерий ШЕВЧУК, Мирослав МАРИНОВИЧ, отец Борис ГУДЗЯК, Владимир ГУБА, Владимир МЕЛЬНИЧЕНКО, Эдуард ТИМЛИН, Виталий КОРОТИЧ, Роман ВИКТЮК, Евгений СИВОКИНЬ, Евгений СТАНКОВИЧ, Татьяна ЦИМБАЛ, Мирослав СКОРИК, Славко ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, Мустафа ДЖЕМИЛЕВ, Роман БАЛАЯН, Лариса КАДОЧНИКОВА и другой.

Антология создается Общественной организацией «Центр современных информационных технологий и визуальных искусств» при поддержке Украинского культурного фонда.

Во время презентации в «Октябре» автор антологии раскрыли некоторые подробности проекта.

Генадий КОФМАН:

Сначала была идея создания цикла полнометражных фильмов, посвященных отдельным героям. Мы искали финансирования, и здесь объявили конкурс патриотического кіна в Минкульти, поэтому мы подумали: чем это не патриотическая тема? Написали заявку на два фильма. Первым героем наметили Леонтия Лук’яненко, хотели снять, как он готовится к 90-річчя, должны были начинать 24 августа, были почти готовы к съемкам, и вдруг случилось то что случилось. Вот тогда я для себя понял, на каком пределе мы находимся. И тогда решили начать еще большую авантюру. Да, конкурс выиграли, но это долго,  каждой персоне нужно посвятить как минимум полгода, а когда открыли первый вариант списка, то до 70% это уже был мартиролог. К счастью, благодаря Украинскому культурному фонду появились дополнительные возможности снять тех, кого мы можем потерять.

Сергей БУКОВСКИЙ:

На второй, третий день после съемок у Ивана и Марты Дзюб они начали нам звонить по телефону: «ой, мы недоговорили, куда вы девались?» Эти люди вроде бы и есть в нашем обществе, и как будто их нет. Я думаю, что тема тех таки шістдесятників никак, по крайней мере в документальном кіні, не зафиксированная. Но это целая эпоха, невероятные детали открываются в этих разговорах.

Виктория БОНДАР:

Это носители мыслей и видений, которых мы не имеем права потерять. Их истории — о пути, выборе и ответственности. А выбор и ответственность — ключевые слова сегодня.

Сергей Буковский: Это может прозвучать слишком эмоционально и патетически, но я этих людей знаю персонально, очень их люблю и уважаю. Например, Дмитрий Горбачев в первый раз за 5 лет учебы в институте имени Карпенка-карого повел нас, студентов, в подвалы и показал спрятанные там полотна украинского авангарда. Это для меня стало абсолютным открытием. Мы, кстати, снова его повели туда, сняли это, и было такое впечатление, что он сам в первый раз там очутился. Те шедевры были спасены благодаря нему.

Генадий Кофман: Понятно, что в фильм не войдет весь объем воспоминаний и рассуждений. Поэтому появилось понимание, что все материалы должны быть доступные зрителю в Сети, на веб-платформі, чтобы они не лежали, как это случается, под кроватью у режиссера. В следующем году параллельно с фильмом мы будем разрабатывать сайт, на котором разместим интервью. Все это выйдет на интерактивной платформе, где можно будет получить максимально полное представление об этой эпохе через прямой диалог с героями. На то мгновение, надеюсь, мы также наладим взаимодействие с ведущими учебными заведениями, такими, как Украинский католический университет и Киево-могилянская Академия, поскольку эта информация нужна и в образовании, и специалистам, и людям, которые входят в профессию.

Сергей Буковский: Конечно, мы фільмуємо не только интервью, но и повседневная жизнь, окружающая среда наших героев, наблюдаем за ними.

Виктория Бондар: Не нужно думать, что это будет полный «серйоз». Это их жизнь,  и там много юмора.

Сергей Буковский: С Юрием Щербаком мы говорили 4 часа, и это одно из  наших наилучших интервью из в настоящее время снятых. Например, он рассказал, как пришел к Дзюби. Приходит — а тот в джинсах. На то время — страшный дефицит. Говорит: «Я чуть ли не лишился чувств. Думал, джинсы только у меня! А где же ты их взял?» Или — я спросил Глузмана, какое кино им показывали в лагере. Он ответил: «Вы не поверите. «Андрея Рублевая» Тарковского. Нигде не было, а зекам показывали». Тоже хорошая деталь. Кино будет о деталях, о времени, о жизни. За ноября снято уже 15 часов материалу. Да, это быстро. Но нам нужно спешить.

Виктория Бондар: Материалу даже больше. Например, когда снимали Глузмана, то получили от него 4 часа записи независимой психиатрической экспертизы генерала Григоренко, осуществленной в Америке по просьбе Петра Григорьевича. Мы даже связались с одного из психиатров, которые это делали, и уже есть предыдущая договоренность, чтобы он согласился поделиться с нами воспоминаниями о том событии, но для того нужны отдельные средства.

Мы еще обязательно — ведь вы знаете, что в семейных архивах это теряется — отсканируем фотографии, оцифруем пленки, какие они нам дадут. Да, Лина Костенко наговаривала на диктофон все, что видела в Чернобыле, когда туда ездила. Надеюсь, мы найдем и сохраним эти записи.

Сергей Буковский: Это все невиданный материал, невероятно интересный.

Генадий Кофман: Хочу отметить: я бы не пошел на этот проект, если бы в нем не принимал участие Буковский. Да, по кое-кому из этих персонажей можно найти массу материалов. Но здесь очень важная интонация, тот невидимый диалог, который может создать только Сергей.

Сергей Буковский: Наше главное задание — не столько разговорить, сколько не помешать. Внимательно слушать. Набраться терпения, потому что люди виговорюються. Есть такой момент в разговоре, когда человек хочет говорить, говорить и говорить, вспоминать.

Генадий Кофман: Снятый материал частично войдет в проект «Один день и всю жизнь», который в настоящий момент в запуске. Уже 2 режиссерских сценарии написаны. А в 2019 году начнем создавать веб-портал. Мы осознаем ценность материала, который оказался в наших руках, и потому отошли от идеи статического архива.

Сергей Буковский: Фильмуемо на очень хорошей технике, в хорошем решении. Как для игрового кіна. Я пока не знаю, будет ли это цикл или одна полнометражная 3-4-часовая лента кинотеатрального формата. Еще думаю над окончательной формой. Однозначно — это не тележурналистика.

Генадий Кофман: Сегодня основной канал доставки информации — это Сеть. Поэтому «Один день и всю жизнь» делается в классической форме, но так, чтобы он легко воспринимался в Интернете.

Сергей Буковский: Хочу попробовать что-то другое. Мне уже, честно говоря, поднадоело кино. Поэтому думаю об информационных формах, более доступных для зрителя, чтобы не делать документалистику настолько элитарной и в то же время маргинальной. Потому что наша судьба — фестивали. А хочется, чтобы доступ имела максимальная авдиторія. Конечно, думаем о телевидении тоже. Не исключаю, что, возможно, сделаем диффузию жанров — игрового и неигрового. Потому что жанр докудрами в Украине абсолютно неосвоен. Может, соединим разные стили, хотя это для меня терра інкогніта.

Мария Бондар: Планируем поговорить с нашим другом Марком Едвардсом — в настоящее время он ответственный редактор документальных программ на телеканале «Арте» — и предложить ему какой-то вариант из этого.

Сергей Буковский: Мы ставим нашим героям очень откровенные вопросы. Кто-то очень быстро на это соглашается, кому-то сложнее. Но все достаточно откровенные. С ними радостно и приятно общаться. Это настоящее режиссерское удовлетворение, а именно эта откровенность — главная цель проекта.

СПРАВКА «Дня»:

Сергей Буковский — украинский режиссер-документалист, лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко (2004). Автор десятков киноработ, среди которых фильм-лауреат «Золотого волчка» — «Главная роль», «Названия свое имя» (продюсер С. Спилберг), «Живые», «Украина. Точка отсчета». Его работы отмечены наградами престижных международных кинофестивалей.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ