В прошлую пятницу «День» уже публиковал материал о Всеукраинском конкурсе карикатур, состоявшемся в рамках Международного фестиваля DocudaysUA, а также некоторые работы-участники конкурса. Впрочем, наиболее проникновенной нам показалась именно эта карикатура, автором которой является Игорь ДУТКА из города Калуша. Мы позвонили Игорю, чтобы задать ему несколько вопросов, в частности о том, что подтолкнуло его к созданию этого саркастического рисунка.
— Когда-то, во времена Союза, был такой лозунг: мы не рабы, рабы — не мы, — вспоминает Игорь ДУТКА. — Я этот лозунг трансформировал согласно современным украинским реалиям. Народ в наше время стал очень пассивным, каждый живет своей жизнью и практически никто не отстаивает собственные интересы — экономические, социальные и так далее. Собственно, на создание этой карикатуры меня вдохновило состояние нашего общества. В то время, когда даже мусульманские народы восстают, потому что не хотят быть рабами своего положения, украинцы молчат даже тогда, когда их ведут на бойню.
— Как считаете, карикатура — это больше публицистика или художественное творчество?
— Это оптимальное сочетание этих двух вещей. Карикатура очень тонко освещает ту или иную проблему. Я с детства рисую карикатуру. Тогда мне нравились журналы «Крокодил», «Перець». Сначала я просто перерисовывал некоторые картинки.
— А когда вы пришли к карикатуре как взрослому жанру реакции на общественно-политические реалии?
— В более зрелом возрасте, когда учился в Москве в Московской академии ветеринарной медицины и биотехнологий. Тогда рисовал иллюстрации для разных газет. Правда, в то время, в 1981—1985 годы, острую политическую карикатуру не рисовал, но делал акцент на жизненных проблемах того времени.
— Например? Что вспоминаете?
— В 80-х годах начали выявлять коррупцию в торговле, тогда расстреляли директора «Елисеевского» магазина (во времена тотального дефицита московский «Елисеевский» был самым известным гастрономом СССР, в котором получали товары первые лица государства. Юрий Соколов был директором этого гастронома на протяжении десяти лет — с 1972-го по 1982-й. По приказу Юрия Андропова чекисты задержали Соколова по подозрению в соучастии в незаконных валютных операциях, а Верховный суд РСФСР приговорил его к высшей мере наказания. Соколов был расстрелян в конце 1984 года. Очевидно, директор гастронома слишком много знал, делают вывод историки. — Ред.). Тогда было немало таких скандальных дел. Политическую карикатуру я стал создавать уже в 90-х. Сначала рисовал чисто для друзей, а уже позже некоторые газеты в Калуше публиковали мои карикатуры. Сейчас я — сотрудник таможни.
— О проблемах таможни рисуете карикатуры?
— Только для своих. Ведь я государственный служащий.
— Кто ваши учителя в карикатуре?
— В свое время мне нравился Анатолий Василенко, работавший в «Перці» (кстати, в «Дне» прошлым летом выходило интервью с Анатолием Василенко в №119 от 9 июля. — Ред.). Мне нравится именно его стиль. Для меня его карикатура была своеобразным образцом.
— Насколько сегодня карикатура — активный жанр, с вашей точки зрения, используют ли в прессе в полной мере его возможности?
— Когда-то тираж упомянутых уже «Крокодила» и «Перця» приближался к миллиону. Сегодня тиражи очень незначительные. Не думаю, что люди стали меньше интересоваться карикатурой, просто, очевидно, у изданий нет финансовых возможностей для сотрудничества с карикатуристами. К тому же нет изданий, вокруг которых могли бы объединяться художники.
— Трансформированный вами советский лозунг о не-рабах-но-баранах метко изображает ситуацию в украинской журналистике. А как вы видите роль журналистики в современном украинском обществе?
— Безусловно, она очень важна. Обычный гражданин не всегда может выразить свое мнение, он на кухне решает политические вопросы... А вот журналист может и должен затрагивать важные вопросы в масштабах страны. Так же и карикатура. Ведь бывает так, что 10 статей не могут выразить того, что выразит одна карикатура.