В свое время руководство «5 канала» предложило ведущим информационной службы разработать собственные проекты. Тогдашней идеей Натальи Мосейчук было сделать проект под названием «День — с VIP» — рассказывать своим телезрителям о прожитом дне, скажем министра, от утренней чашки кофе до вечерней встречи с женой и детьми. На что она услышала ответ — «занимайся женщинами». Вот так и родилась программа «VIP-женщина» с Натальей Мосейчук. Однако, кроме работы над собственным проектом, Наталья успевает следить и за текущими новостями Украины и мира и обсуждать их с интересными гостями в программах «Время» и «Время новостей». Но главное, как высказалась поклонница Натальи на одном из форумов, «она умеет слушать так, что ее героини могут рассказать такое, что они никогда бы не рассказали другим СМИ». В программе «VIP-женщина» таких выслушанных героинь уже около семидесяти. Поэтому опыт у Натальи Мосейчук уже солидный, чтобы поделиться своими рассуждениями по поводу того, какая она, современная украинская женщина и каково ее место в информационном и общественном пространстве.
— Наталья, вы работаете на д разными по жанру программами. В чем, по вашему мнению, преимущества и недостатки такого «совместительства»?
— Поскольку я по знаку зодиака «Близнец», который сам по себе имеет определенную двойственность, то пытаюсь успевать работать на двух фронтах — и в Службе информации канала, и над собственным проектом. Конечно, Служба информации — это моя профессия, а программа «VIP-женщина» — дело для души.
— Когда задумывалась передача «VIP-женщина», опирались ли вы на опыт создания других «женских» программ? Ведь украинское ТВ довольно долго транслировало, например, «Женский взгляд» с Оксаной Пушкиной, который собирал у экранов большую аудиторию, и у телезрителя была возможность сравнивать. Что помогло вам решить: я буду делать эту программу именно так, а не иначе?
— Мы шли, что называется, от противного. Зная, что уже была Оксана Пушкина, что у этой программы была своя аудитория, мы решили узнавать не о судьбе женщины, как это делает Пушкина, а об ее мировоззрении. Поэтому мы раскрываем сущность женщины с другой стороны. Нам интересно, что женщина думает о том или ином, каково ее отношение к политическим, социальным или культурным событиям. Чаще всего мы рассказываем о самодостаточных женщинах с определенным профессиональным признаком. Конечно, были у нас и жены VIP-мужчин. Тогда мы раскрывали женщину как фигуру, которая стоит за мужем, имеющим определенное отношение к значимым событиям в стране.
— Наталья, в вашей передаче «VIP-женщина» вам приходилось общаться со многими современными украинками. По вашему мнению, какую роль сегодня они играют в украинском обществе, насколько весомым является их влияние на общественно-политические процессы? Какая она, по вашим наблюдениям, украинская женщина XXI века?
— В стране существует довольно часто упоминавшийся пример — это Юлия Тимошенко. И этим все сказано. Но после последних выборов в парламент появилась целая плеяда колоритных женщин. Думаю, что в этом смысле проект бессмертный. Потому что действительно из тени вышли женщины самодостаточные, женщины, сделавшие себя сами, — так называемые self-made women. И поэтому, конечно, в этом смысле без работы мы не останемся. Роль женщины с каждым днем становится все большей и большей. Я даже не знаю, или к счастью для мужчины, или к горю. Но мужчины уже знают, что с этим нужно мириться. Потому что женщина уже абсолютно не женской походкой вступает в мужской мир.
— Какими критериями вы руководствуетесь при отборе участниц вашей программы? Кого, по вашему мнению, сегодня можно считать VIP женщиной?
— Срез очень большой. Единого правильного определения, по моему субъективному мнению, нет не то что в нашей стране, его нет и во многих других странах, которые имеют приблизительно четырнадцать лет независимости. Поэтому я не могу сказать, что VIP-женщина — это женщина премьер-министр или жена бизнесмена. Все зависит от того, что она из себя представляет. Можно номинально прийти в дом к человеку и, льстя, говорить ей, что она — VIP-женщина. А можно абсолютно признавать все ее плюсы и подтверждать этим признанием то, что она VIP- женщина. VIP-женщина у каждого в душе. Часто мы называем аристократами, например, Михалкова или Ростроповича, несмотря на их слабость к употреблению злых и не совсем тихих слов. Кто же аристократы, как не они? Моя задача понять, может ли эта женщина называть себя VIP абсолютно номинально, занимая какую-то важную должность в стране, или эта женщина является VIP потому, что она богата. Что касается отбора участниц, то тут присутствует автократичность: это абсолютно мой выбор как автора программы.
— В программе достаточно часто появляются женщины- политики. Чем, по вашему мнению, отличается женский взгляд на украинскую политику от мужского?
— Женский взгляд, за исключением одного всем известного лица, больше подвержен компромиссам. Он — изобретательный, неоднозначный, а поэтому может проигрывать бои и выигрывать битвы. Только с таким взглядом на жизнь это можно сделать.
— Наталья, с какими преградами вы сталкиваетесь на пути к тому, чтобы раскрыть «официальных» героинь вашей программы перед телекамерами и представить их зрителю как обычных людей со своими увлечениями, трудностями и радостями?
— Программа снимается четыре-пять часов. За такой промежуток времени я не могу полностью раскрыть героиню. Я могу подать зрителю определенные ее мысли, которые будут интересны прежде всего мне. И я предлагаю зрителям также познакомиться с ними. А из этих мыслей зритель уже сделает вывод в отношении той или иной женщины. Я прихожу к ним не как журналист Наталья Мосейчук. Я прихожу к ним как человек, интересующийся ими не как лицами с определенными регалиями, а как людьми. VIP-женщины и вообще вся категория self-made woman — женщин самодостаточных, известных, популярных, знаменитых — очень чувствуют, когда к ним приходишь с лестью или ради того, чтобы получить себе профессиональный куш. И, как правило, в таких ситуациях они не раскрываются. Моя задача прийти к ним и показать, что мои руки без пера и пистолета. Поэтому мне везет на иногда очень откровенные и душевные разговоры. Женщины делятся секретами, плачут и говорят, что ни одному человеку они этого еще не рассказывали. Я иногда даже сравниваю свою работу с работой психоаналитика. Потому что все они как бы снимают с души камень. Чего потом не могу сказать о себе: после съемок мне два дня не до шуток.
— Кто из гостей запомнился вам больше всего и чем именно?
— Это провокативный вопрос, потому что я помню абсолютно всех женщин, с которыми мы встречались. Последние впечатления — от Жени Гапчинской. Чрезвычайно милая, хрупкая, нежная женщина, которая плакала не за себя, а за страну. Она очень счастливая женщина. Настолько счастливая, что я боялась выносить ее счастье на экран. Ведь когда такие женщины бывают счастливы в браке — это большая редкость. И я боялась показать всей стране ее признания своему мужу. И вдруг у нее на глазах появляются слезы. И я спрашиваю: почему вы плачете? А она говорит: «Я плачу за страну, потому что у меня была возможность выехать два года назад, во время оранжевой революции, а я не уехала. Я так надеялась, что что-то изменится. Но в парке Шевченко молодые люди как пили пиво, так и пьют, как, простите, писали на заборы, так и писают». И при этих словах она начинает рыдать. Вот после этого я поняла, что такие женщины — это наше национальное достояние, наше национальное сокровище. Абсолютно милая женщина — жена министра Николаенко. Несмотря на то, что у них в семье случилось большое горе (они потеряли уже взрослого сына в автокатастрофе), она все выдержала, оставаясь сильной опорой для своего мужа. Марина Порошенко — просто мать-героиня, жена, подруга и боевой товарищ своего мужа. Она — его поддержка. Он звонит ей первой после прямых эфиров, он спрашивает у нее первой ее мнение. Семья — просто ошеломительная и интересная. Запала в душу мне и Оксана Медведчук. Ведь ее фигура, как и ее мужа Виктора Медведчука, была окутана определенной одиозностью. Но когда она убедилась, что ты не желаешь ей зла, то раскрылась, стала обычным человеком, который не боится поделиться своими радостями или горем. В такие моменты ты понимаешь, что она обычная женщина, которая любит своего мужа, и принимает его, каким бы он ни был. Приятно, что есть такие женщины, которым очень повезло, ведь заповедь Божья «возлюби мужа своего» абсолютно совпадает с их внутренними желаниями. Помню жену Вячеслава Чорновола, у которой после такой огромной потери остался светлый взгляд. Она как бы и умерла с ним, но душа ее ходит такой же светлой. Хочется всех вспомнить, но это будет около 70 женщин.
— Как вы считаете, можно ли из мозаики женских телерассказов о себе и своей жизни составить полноценную картину жизни нашей страны и ее лучших представителей?
— Полноценную, думаю, нет. Потому что слишком мала история и самой независимой Украины. Конечно, я пыталась составить такую картину через женщин. Кстати, от Ларисы Ившиной и Евгения Кирилловича Марчука узнала об определенных моментах в современной истории Украины. Ведь с такими личностями связана определенная эпоха. Жаль, что формат программы не предусматривает более глубоких бесед, должны подстраиваться под сугубо женскую аудиторию. Впрочем, думаю, этот проект — хороший трамплин к другим историям.