Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наука общения

Эксперт по международной безопасности Лада Рослицкая — о факторах эффективного позиционирования Украины в мире
29 апреля, 2016 - 13:24
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На днях во Львовском национальном университете имени Ивана Франко Лада Рослицкая, директор по стратегической коммуникации информационного канала Ukraine Today, эксперт по международной безопасности, прочитала цикл лекций по политической коммуникации. «День» воспользовался случаем, чтобы задать пани Ладе несколько актуальных вопросов.

Как можете оценить позиционирование Украины в мировом информационном пространстве?

— Позиционирование Украины в мире, к сожалению, очень слабое. Многие люди за пределами Восточной Европы не знают, что Украина — это не то же самое, что Россия. До сих пор со стороны Украины было очень мало сделано для идентификации и самопрезентации на международном уровне. Правда, следует отметить, что реформирование и продвижение образа Украины за границей после Революции Достоинства таки обретает позитивные изменения. И это очень хорошее начало. Будем отслеживать, какой будет дальнейшая тенденция в этом направлении.

На мой взгляд, это, прежде всего, ответственность Украины презентовать саму себя в мире. И хочу отметить, что есть что презентовать. Другое дело, что сейчас война стала тем фактором, который  привлек внимание мировой общественности к Украине, когда начали погибать украинские граждане.

Чего нам не хватает, в частности в сфере политической коммуникации?

— Можно сказать, что всего комплекса инструментов политической коммуникации. В частности, мощного общественного телевидения и радиовещания, на которые власть не имеет никакого влияния. И именно последнее очень важно. Что касается политической коммуникации, то, как по мне, не хватает отделений на академическом уровне, которые должны изучать это явление и, соответственно, его применять в общественной практике.

Тогда от кого и от чего это зависит?

— Сейчас это зависит и от гражданского общества, и от власти. Власть обязана проводить реформы относительно политической коммуникации, которая будет подтверждать прозрачность ее действий, что в конце концов будет обеспечивать формирование гражданского общества. Например, телевидение и радиостанции на местном уровне должны обеспечивать коммуникацию таким образом, чтобы люди не только знали, но и понимали, что именно происходит в их маленьких городках, чтобы они могли организоваться и решать свои проблемы самостоятельно. Считаю, что именно коммуникация власти с народом является залогом гражданского общества. Скажем, вопрос децентрализации до сих пор остается на повестке дня. И без правильной политической коммуникации, без объяснения, разъяснения тут не обойтись.

Ukraine today после того, как перешел в сеть Интернет, в поиске новых форматов. Какие новые программы вы намерены запустить?

— Ukraine today как составляющая сети «1+1 Медиа» принимала участие в тендере, который «плюсы» выиграли от Европейской комиссии.  И не впервые ли Украина будет иметь собственную бизнес-программу, которая будет транслироваться и на общенациональном уровне, на «2+2» и на международном. Программа на украинском языке называется «Делай бизнес!», на английском — «Business Insight». На английском ее будут транслировать на тех сетях, которые имеют отношение к «1+1 Медиа». Европейская комиссия ее будет распространять по целой Европе. И это, считаю, для украинцев большое достижение. Главная цель программы — показать людям, что происходит на международном финансовом и экономическом рынках, каким образом Европейский Союз будет сотрудничать с малым и средним бизнесом в Украине. Очевидно, Украине на этом пути будет сложно. Ведь нужно повышать стандарты, что в свою очередь требует средств. Впрочем, наша цель — показать, что есть немало возможностей для реализации бизнес-проектов, в частности благодаря Европейскому банку реконструкции и развития или незначительным грантам от Европейского Союза, которые будут поддерживать бизнес-инициативу. Считаю, когда люди будут знать, что есть программы, которые их поддерживают, что есть соотечественники, которые успешно работают в Европе, тогда их мировоззренческие горизонты будут размыкаться, их мнение о самих себе и своих возможностях будет меняться к лучшему. И это самое главное.

— По вашим наблюдениям, насколько глубоко иностранные журналисты, которые пишут об Украине, осведомлены в наших проблемах, знают новейшую историю, разбираются в  перипетиях политикума? В конце концов понимают ли иностранные корреспонденты то, что на самом деле привело к двум Майданам? Насколько их виденье адекватно?

— Откровенно говоря, адекватности не хватает. Одна из главных причин — что они не имеют доступа к англоязычному контенту об Украине. Речь идет не только о новостях или о политике. Речь об инновациях, культуре, науке, об обществе в целом. Украина просто на глазах развивается очень динамично. Мы видим это позитивное развитие, однако его не видят там, за границей. Как кто-то может заинтересоваться Украиной, если он не имеет доступа к тому массиву информации, которая формирует позитивный образ Украины.

...В целом многие журналисты понимали и писали о Майдане весьма основательные статьи, скажем, в The New York Times или Foreign Policy. Возьмем другой пример: консультативный референдум в Нидерландах относительно ассоциации Украины и ЕС. Их журналисты достаточно быстро поняли, что референдум, его интерпретация были тем или иным образом связаны с кремлевской внешней политикой. Поэтому жизнь их учит. Они вынуждены вносить коррективы. Однако я не уверена, что сами украинцы понимают, что произошло на Майдане. И тут мы опять можем и должны говорить о политической коммуникации между властью и народом. Я за то, чтобы правительство вело открытый разговор со своими гражданами, объясняло свои решения. Я глубоко убеждена, что украинскому обществу это сейчас необходимо. Люди только слышат о реформах... Они не имеют никакого представления, что составляет суть этих реформ, как они будут внедрены в жизнь и так далее.  Они понимают, что газ подорожал, коммунальные услуги выросли в цене. Они мало представляют, что такое ЕС или что такое жить в демократической стране...

— Достаточно ли эффективно, если говорить о внешнем векторе информирования, Украина борется с российской информационной агрессией? Ведь это составляющая национальной безопасности.

— Извините, но как мы можем говорить о борьбе с российской информационной агрессией на внешнем уровне, если Украина, на мой взгляд, на внутреннем уровне этого не делает. Государство должно это делать как можно скорее. И, надеюсь,  Ukraine today также приобщится к этому.

25 апреля украинский телеканал иновещания UATV стал доступным для абонентов платформы Avios, которая предоставляет услуги IPTV в около 100 городах и городках Польши (Варшава, Краков, Щецин, Гдыня, Вроцлав, Люблин, Познань, Торунь и другие). Как оцениваете работу канала? Некоторые эксперты жалуются, что вещатель в «лучших» традициях государственного ТВ часто использует архаичные форматы.

— Это как сравнивать автомобили марки «Мерседес» с разбитой «Волгой». Поэтому что касается телеканала, дизайн должен быть четкий и понятный, а сообщение  — объективным. Я этого сегодня не вижу. Хоть должна сказать, что выход на аудиторию Польши и даже Грузии — это позитив.

Ольга КВАСНИЦА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ