Хорошо, что наш телеэкран с самого начала года решительно повернулся в сторону веселья и задора. Несмотря ни на что. Развлечения и отдых рейтингово превосходят уныние и кризис. Наконец-то «жить станет лучше и веселее!» Хоть и на телеэкране.
Вечный тезис менеджеров и широких масс: дайте, наконец, отдохнуть у телека после напряженной и нервной работы — получит полное удовлетворение. И аналитики-провидцы будут правы. Телевизор — для развлечения, а интернет — для информации. Все.
И вот уже выстраиваются один за другим кварталы хохота-гогота, открываются и крепнут все новые юмористические клубы и «клабы», властителями дум становятся Сердючка и Кролики.
Телеразвлечения будут основным продуктом и нашего, и соседнего ТВ.
Просмотрим лишь последние заголовки наших СМИ. «КРТ меняет формат с просветительского на развлекательный», «Плюсы» становятся развлекательным каналом», «После ребрендинга канал должен стать развлекательным».
Коммерческий директор компании Media Large International Эдуард Соловьев провозглашает: «Акционеры решили отказаться от просветительского формата... и теперь канал становится развлекательным с большой долей юмористического контента...» Замечательно. Устарела, конечно, скукотища этого просвещения, пусть умничают и занимаются таким другие.
Конечно, предыдущие товарищи на «Киевской Руси» были неправы. «...Изначально КР была каналом, направленным на общественное духовное вещание (какое устаревшее безобразие! — Ю. И.). Но почему? «Не ставилось задание на самоокупаемость». Вот где зарыта телесобака!
Но если уточнить еще одну цель, думая о людях... «Главной целью переформатирования является желание отойти от ассоциаций со старым вещанием и позиционированием канала, основную аудиторию которого составляют люди старше 35—40 лет. С экономической точки зрения это было не выгодно». А с человеческой?
«Старики» нашему эфиру не нужны. А дети? Тем более. Для нашего ТВ это какие-то брошенные беспризорники. В Украине не то что детских каналов — детских редакций уже давно нет. А ведь у нас еще в 60-е годы минувшего века было мощное детское вещание. И с шутками, и без них. А перед нынешними праздниками в России два мощнейших канала открыли «Карусель» для ребят. А нам ребрендинг зачем?
Возвращаемся на «Киевскую Русь». Ну ладно, по вкусу не просвещать, а только хохотать. Вольному воля. Но, оказывается, — какой спартанец! — люди старше 35—40 лет каналу вообще не нужны. Младшие — нужны для развлечения, старших — сбросим со склонов Днепра и парохода современности как непригодных для восприятия развлекательных программ. Телезрители старше 35—40 лет пригодны только для просвещения, и то — неизвестно где.
Удачи! Счастливого пути в самоокупаемость через развлечения! Но откуда наш замечательный юморной менеджер возьмет соответствующий контент в нашей скромной и не очень юмористической жизни, вот в чем вопрос.
Да, трудности налицо, когда в реальной жизни уже неактуален юмор классиков, в частности украинских, хотя когда-то Остап Вышня издавался миллионными тиражами. Критиковать каждый горазд. Но мы готовы прийти на помощь исключительно конструктивно и с полезными советами.
Как же достичь самоокупаемости на ниве юмора и развлечений, на которые нынче такой спрос?
Советуем шире использовать такое современное явление, как шоу-биз. Он бурно развивается и в нашей стране как отдельная отрасль, явно лидируя впереди индустрии, сельского хозяйства, науки, вооруженных сил. А это уже не забавно.
В поющей когда-то Украине песня еще осталась. Но шоу-бизовая. Она же попсовая. Пусть и дальше трясутся и подпрыгивают в дыму и пару спецэффектов, освещения и блесток со своими шоу-балетами. Их очень много и хватит не на одну телепередачу.
Используйте разговорный жанр на телеэкране. Но не вздумайте брать этого старого болтуна из Одессы. Он всегда был предназначен со своими тонкими хохмами исключительно для интеллигенции. Но где эта интеллигенция? Какой от нее рейтинг? То ли дело разносторонний Поплавский — абсолютно народный.
Существуют трудности у такого массового жанра, как пародия. Крупных прототипов почти не осталось. Пародистов стало гораздо больше, нежели персонажей, которых они пародируют. Выход — пародировать пародии.
Любите и производите сериалы. Но не допускайте проникновения в них даже намека на это нерейтинговое баловство — киноискусство. Умерший жанр. Ущербный на телеэкране. Вы должны следовать за современными тенденциями. Какие возможности! Бурно растет число крупных бизнесменов и бандитов, есть смычка с милицией, прокуратурой и адвокатурой — и тех, и других тащите в сериалы. В качестве гарнира: кто с кем спит на работе, дома и в Майами. Кто раньше и от кого забеременеет, а кто — позже. А главное — кто кого убьет. И как.
Перекупайте за хорошие деньги то, что придумано сначала на Западе, затем у северного соседа.
А что делать? Разве у нас могут придумать что-нибудь стоящее? Наслаждайтесь купленным. Но будьте начеку!.. Не забывайте об идентичности. Нещадно вырезайте прямо из пленки как можно больше наших духовно-культурных ценностей и персоналий. Именно из нравственно-патриотических побуждений. Старая острота «...Нам нужны такие Гоголи, чтобы нас не трогали» — давно устарела.
Шире используйте жанр раздеваний.
Культивируйте в наши сложные кризисные времена некоторого недоедания и отсутствия многих витаминов борьбу с перееданием, похудение и особенно кулинарные программы. Пусть и у вас они будут в больших объемах вещания и вкуса. Больше репортажей по ПТС с чемпионатов по салу и борщу в окружении обыкновенного населения. Знают ли они, как сварить в одном котле пять тонн борща, приготовить один огромнейший вареник? Покажите, чем это пахнет в такой стране, как наша?
Сложен мир развлечений и скандалов. И если возникают сложности, вполне можно посоветоваться на улице Мельникова по сенсациям и сексу и всем замочным скважинам с крупным папарацци, находящимся в руководстве Первого Национального. Он-то поможет.
Ничто не должно мешать телеразвлечению.
Без рекламы — никак. Даже если она не смешная. В отдельных случаях не сторонитесь все же классического искусства. Но после каждой строфы «Евгения Онегина», «Энеиды», «Илиады» и «Одиссеи» обязательно подавайте рекламный блок. Это обеспечит значительную емкость рекламного рынка.
Новаторские идеи в сфере развлекательного ТВ также предлагают обильную пищу для размышлений. Сложно согласиться со строкой одного поэта, что, мол, «для веселия планета наша плохо оборудована». Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что последующая мысль-строчка того же поэта: «Надо вырвать радость у грядущих дней» (даже за счет ненужного просвещения) — вполне по силам нарождающейся Эре развлечений. Уже в начавшемся году.
Как любитель смеха и развлечений, я уверенно и с грустью смотрю в будущее. Никому не остановить нашу телеразвлекательность — бессмертную, как глупость.