Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не надо путать жанры!

Украинские каналы показали «документальный» фильм о Викторе Януковиче «Президент. Начало пути»
15 июля, 2010 - 21:16

9 и 10 июля на украинском телевидении минули под знаком Виктора Януковича. Первый Национальный и «УТР» показали так называемый документальный фильм «Президент. Начало пути». К официальным вещателям с большим государственническим пылом, мгновенно изменив программную сетку, присоединился коммерческий «ICTV», отменив эфиры рейтинговых шоу. Автором и режиссером фильма является генеральный директор Национальной телекомпании Украины Егор Бенкендорф. Он рассказал изданию «Телекритика», что трансляция фильма совпала с юбилеем Виктора Януковича вовсе не случайно. «Сначала фильм должен был снимать Марк Гресь, его творческое объединение документальных фильмов. Это должно было проходить в рамках нашей юбилейной серии. Например, сейчас это объединение снимает юбилейный фильм о Николае Рушковском. Но он не смог. Поэтому фильм снял я по собственной инициативе. И ничего позорного в этом не вижу», — отметил Егор Бенкендорф.

Так называемый документальный фильм «Президент. Начало пути» начинается торжественно — Виктор Янукович присягает на верность украинскому народу, а Верховная Рада аплодисментами приветствует новоизбранного главу государства. Среди спикеров в картине — звезды первой величины — Левочкин, Азаров, Литвин, Шуфрич, Тигипко, герои культурной жизни — Борис Олийнык, Богдан Ступка, Дмитрий Стус, а также малоизвестные свидетели биографических вех Президента — первая учительница, бывшие одноклассники, экс-коллеги. Каждый говорит, как умеет: Азаров — о стабильности, Таисия Повалий — об «отце нации», в то время еще министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Нестор Шуфрич — о своем, мол, «Украина теперь может спать спокойно», Колесников — о президенте — футбольном болельщике, Дмитрий Стус и Богдан Ступка — менее буквальны, они тяготеют к философскому осмыслению президентства Виктора Федоровича...

Сам гарант оказался немногословным. Собственно, его голос звучит в фильме всего дважды — в упомянутой записи речи инаугурации, а также в комментарии о шахтерском деле и о том, насколько важен уголь для Украины. Понятно, что Виктор Федорович — человек скромный, о своих заслугах рассказывать на телекамеру не привык. Тем более за него это могут сделать другие, побеседовать о «хорошем человеке с хорошей душой», «настоящем мужчине с мужской осанкой», «отце для всех нас», «сильном государственном деятеле», который «обеспечил покой в стране», и много-много другого крайне трогательного текста. Так много, что уже на третьей минуте фильма вас одолевает скука. Ни одной критической или полукритической фразы. Никакой интриги. Это вам не изысканная пропаганда, образцы которой время от времени демонстрируют «документалисты» Российской Федерации. Эта шитая белыми нитками «документалистика» предназначена для специфической аудитории, подготовленной предыдущими годами «стерилизованного» эфира. Если бы украинцы знали, что такое телевидение высокого уровня, какое оно, это Би-Би-Cи, не только со слов чиновников, они восприняли бы этот фильм должным образом — как поздравительную открытку для гаранта. И не более того. Но в нашей «средневековой» реальности снова господствует советская риторика, от которой мы бежали без оглядки. И диктор снова говорит об «отце нашем», и о стабильности, и о перемене жизни к лучшему уже с понедельника. А зрители вместе с Таисией Повалий радуются тому, что придворная певица «знает, что будет завтра»: редкое умение предвидеть будущее у артистки, очевидно, появилось сразу после инаугурации.

О другой точке зрения на президентство Виктора Федоровича, которая, между прочим, тоже есть в обществе, в фильме многозначительно промолчали. А где же контроверсийные харьковские соглашения? А почему не сказали о многочисленных акциях протеста, охвативших страну? Где же другая точка зрения?

Авторы фильма крайне осторожно погружаются и в прошлое Виктора Януковича, исключительно на нужные глубины: детство — юность — начало карьеры. Потом вдруг Обама, Медведев и безоблачное будущее. А еще дети — ключевой персонаж фильма рядом с самим гарантом. Вот Президент в детском садике, его массивную руку сжимает миниатюрная детская ручка. Вот он в школе. А на этих кадрах он вместе с подростками сажает деревья. Кто у нас друг всех детей?

Хватает в произведении НТКУ и поэзии: закат солнца, украинские пейзажи... Одним словом, идиллия. А в завершение зрителя «добивают» президентской набожностью. На экране — купола, кресты, слышен колокольный звон, и Виктор Янукович — он крестится и закладывает фундамент нового храма.

Бесспорно, это кино — «документальное».

И, кстати, ссылаясь на «брежневщину», нужно понимать, что подобный «продукт» не покидал украинский экран. Вспомните фильмы, которые транслировались во времена премьерства Юлии Тимошенко. Правда, кажется, та осанна была слеплена не настолько грубо.

— Те несколько биографических фильмов о Юлии Тимошенко демонстрировалось во время избирательной кампании на Первом Национальном и на региональных телеканалах во время, отведенное для политической агитации Законом Украины «О выборах президента Украины» и согласно жеребьевке ЦИК, — оправдывает нынешнего лидера оппозиции политолог Олег МЕДВЕДЕВ, который в среду встретился с участниками Летней школы журналистики «Дня». — На некоторых других телеканалах эти фильмы демонстрировались на коммерческой основе, в качестве политической рекламы. Но под принуждением и бесплатно фильмы о Тимошенко никто не показывал. Хотя было несколько случаев, когда происходили какие-то очень важные события (например, начало мирового экономического кризиса или эпидемии гриппа), тогда одновременно на нескольких телеканалах выходили короткие обращения премьер-министра к нации, где были соответствующие разъяснения. Была и прямая трансляция заседаний правительства. Но это было не так часто и только тогда, когда на заседании обсуждались действительно важные темы. Я все же считаю, что заседание правительства является более важной темой, чем панегирический фильм о Януковиче. То, что и государственный, и частный каналы решили убрать из сетки вещания рейтинговые программы, которые собирают колоссальную аудиторию и приносят рекламные деньги, заменив эти передачи политической пропагандой, я могу оценить только негативно, — отметил Олег Медведев.

Задача фильма «Президент. Начало пути» очевидна, но она точно не имеет ничего общего с документалистикой, как пытаются убедить нас его создатели. Впрочем, судьба и, вероятно, наша с вами эпоха зло пошутили над авторами ленты и их стремлением возвеличить фигуру гаранта. В результате они получили обратный эффект.

В фильме есть очень сочный, пропитанный советским духом и одеколоном «Тройной» момент, словно слизанный из советской кинохроники: шахтеры под бравурную музыку вытаскивают для демонстрации вождю (прошу прощения — Президенту) знаковый кусок угля с характерной красной звездой и надписью 1 000 000 тонн. Это рудимент той эпохи, его заскорузлость пытаются скрыть под цветной, значительно усовершенствованной со времен застоя телекартинкой. Пытаются, но не удается: технически совершенная картинка никак не модернизирует старое содержание: красная звезда режет глаз, а кусок угля тянет на историческое дно. Таким же рудиментом, тянущим зрителей на историческое дно, волей создателей фильма является и главный герой картины. Не спасает даже заигрывание с «иным» электоратом: памятник Шевченко, восстановление Канева, казаки, выкрикивающие: «Президенту Украины — слава!» Все это НЕ РАБОТАЕТ. Это все уже давно пережевано, и, в конце концов, на улице уже другое время. Железного занавеса нет, а дорога в европейскую Европу, в которую мы (кстати, включительно с Президентом и всем политикумом) стремимся, открыта. А современному европейскому политику, если он намерен быть таковым, подобает быть гибким не в классическом для украинского политикума смысле «между капель», а в смысле понимания своего общества и способности адекватно реагировать на его запросы. Это умение является ценным по крайней мере по тем соображениям, что негибкий бронзовый «столб» на самом деле очень просто сбросить из пьедестала.

Ну а документальный фильм, посвященный Николаю Рушковскому, о котором вспомнил Егор Бенкендорф, — это просто замечательно! Пусть НТКУ снимает качественную документалистику — без кавычек, об украинской художественной «терра инкогнита». А если уж о Президенте, и если уж к юбилею, то пусть документальный фильм будет документальным. Как говорит Лина Костенко, не надо путать жанры.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ