14 января 2019 года Польшу всколыхнула трагическая гибель мэра Гданьска Павела Адамовича. 13 января, во время благотворительного рождественского концерта в городе, 27-летний житель, который недавно вышел из тюрьмы, выбежал на сцену и нанес ножевые ранения мэру. После пятичасовой операции и борьбы медицинского персонала за жизнь мэр Гданьска скончался. Как отметили в «Газете Выборчей», Павел Адамович был человеком, жившим для своего города. Именно поэтому его избирали двадцать лет подряд. Последние выборы, к слову, состоялись в ноябре 2018 года, и Павел Адамович должен был бы руководить городом вплоть до 2023 года.
Безусловно, для многих представителей западных СМИ убийство мэра — это дело политического аспекта, однако для самих поляков, по крайней мере так выглядит из мониторинга польских медиа, смерть мэра имела несколько иное измерение — ценностное. Уже вечером 14 января в Гданьске собралось огромное количество людей на так называемый «марш против ненависти». Подобные марши состоялись и в других крупных городах Польши. Напомним, что, по материалам СМИ, 27-летний Стефан, убийца Адамовича, имел бейджик прессы, именно поэтому был приближенным к локации мэра. Нанеся ножевые ранения, парень обвинил «Гражданскую платформу» как политическую силу, которая якобы была причастна к его недавнему заключению. В материалах польской прессы появилось немало обвинений в адрес Ежи Овсияка, руководителя Большого рождественского оркестра. Собственно, к человеку, который непосредственно курировал мероприятие, на котором убили Павела Адамовича. Однако уже через несколько дней в «Газете Выборчей» появился комментарий жены погибшего мэра, Магдалены Адамович, которая отметила: «Верю, что у Павела было бы два желания — во-первых, не увольнять Ежи Овсияка, а оставить его руководить Большим рождественским оркестром; во-вторых, продолжать развитие общества «Все для Гданьска», цель которого осуществить 50 разных аполитических целей, направленных на благосостояние жителей города». Также пани Адамович попросила, чтобы уже в субботу, во время похоронной церемонии, не приносили цветы, а чтобы собравшиеся сделали пожертвования для обеих организаций. Волонтеры со специальными ящиками будут стоять перед храмом, где будет проходить похоронная месса.
Важно, что значительное количество польских медиа не сфокусировалось только на политическом убийстве Павела Адамовича, а расставило приоритеты несколько иначе. Такой фокус был не только у медиа, но и в самом польском обществе. Именно поэтому, наверное, огромное количество поляков вышло на марши против ненависти. В издании «Wiez» Бартош Бартосик, анализируя события в Гданьске, написал: «Ненависть не содержит политических красок. В ненависти важно, чтобы окна и двери были закрыты, чтобы смотреть только в зеркало». Автор сравнил убийство Павела Адамовича с извечной борьбой добра и зла. Ведь символично, что трагедия произошла во время благотворительного мероприятия. Только в тот момент, когда добро имеет шанс на триумф, зло начинает пускать свой яд. «Ненависть разрушает в первую очередь того, кто ненавидит», — отметил еще один известный польский публицист Яцек Куронь. Может, именно поэтому из-за понимания обществом глубинного ценностного отхода, в медиа практически нельзя натолкнуться на осуждение 27-летнего убийцы. Хотя, без сомнения, Павел Адамович для горожан был, очевидно, более чем мэром, если его избирали на целых 6 (!) каденций. Это кредит доверия, который, вероятно, творит из де-юре должности главы громады виденье друга, побратима, почти члена семьи громады Гданьска. Однако, как бы людям ни было больно в эти трагические дни, сквозь слезы в глазах они не осуждают убийцу, а думают о духовном измерении ненависти. Почему этот парень повел себя именно так? О чем, в частности, свидетельствует и комментарий Магдалены Адамович.
Наблюдая за этими событиями, я задумалась, как бы повело себя украинское медийное пространство ввиду таких обстоятельств. Что было бы в основных акцентах новостей? Политика? Заказное убийство? Диверсия или террористическая атака? Думаю, что это были бы основные приоритеты. Вряд ли за подобными фокусами мы думали бы о духовном векторе, в частности, о сути ненависти и почему ей так важно оставаться бесцветной. Я думала над тем, было ли у польских медиа искушение увидеть трагедию сквозь другие призмы? По-видимому, да, потому что это и есть журналистская задача — искать гипотезы и версии. Но в этом случае, вероятно, общество «диктовало» контент для медиапространства: не осуждая убийцу, не тыкая пальцем, кто виноват, президент, премьер-министр, полиция, люди, которые должны были бы следить за безопасностью; а выйдя на «марши против ненависти», против того, что разрушает в первую очередь духовное измерение, а уже потом касается материальных областей общественной жизни. Потому что основа — человеческое сердце. В украинских медиа, к сожалению, нет подробных анализов ситуации, произошедшей в Польше, по крайней мере, мне не удалось натолкнуться на них. По-видимому, украинским медиа сегодня значительно выгоднее думать о приоритетности новостей с будущими кандидатами в президенты, чем задуматься о несколько ином. В этом, в конце концов, есть свое ценностное измерение нашей медиа-системы. По большей части можно натолкнуться на короткие информационные заметки по событиям в Гданьске. Только через несколько дней после трагедии некоторые ресурсы мимолетно написали о сотрудничестве Павела Адамовича с Украиной. В частности, украинское католическое издание «CREDO» вспомнило, что Павел Адамович был вдохновителем сотрудничества студентов. В 2014 году, учитывая ситуацию в Украине, мэр Гданьска положил начало стипендиатной программе для студентов из Львова по практике в ведущих фирмах Гданьска. По данным МОН в течение последних 4 лет около 100 украинских магистров прошли 1-2 месячную стажировку на средства мэрии Гданьска и местных фирм. «Павел Адамович считал, что после победы Украина будет особенно нуждаться в хороших специалистах для работы в общей Европе», — отметил заместитель министра науки и образования Украины Юрий РАШКЕВИЧ.
Поэтому у нас много тем для размышлений. «Желаю себе и читателям этого текста тишины, — отметил Бартош Бартосик в своем материале для издания «Wiez». — Чтобы тишина приносила нам дар слез и сознание того, как ненависть распространяется в нашей жизни».
Павела Адамовича похоронят в субботу, 19 января, в Базилике Марьяцкой в Гданьске. Думаю, что в эти дни, ввиду завершающего цикла Рождественских праздников, а также бурных предвыборных дискуссий в нашем медийном пространстве, стоит подумать над тем, не имеет ли ненависть в нашей жизни также «политической» окраски.