Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Несколько способов превратить редакцию газеты в конвергентное медиа,

или Как расширять пространство для украинской идеи
30 ноября, 2012 - 11:45
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

26 ноября в Институте международных отношений Киевского национального университета им. Т. Шевченко состоялись дебаты в формате телемоста между польскими и украинскими журналистами. Предметом дискуссии, инициированной польским фондом «Новые медиа», стали свобода СМИ и развитие гражданского общества в Украине и Польше. Польских коллег представляли директор фонда Роберт Богдански и Анджей Краевски (Краевой совет телевидения и радиовещания Польши). С украинской стороны участие в дискуссии приняли исполнительный директор Института массовой информации Виктория Сюмар, медиа-юрист Тарас Шевченко, Анатолий Яковец (Институт международных отношений КНУ им. Т. Шевченко). Представлять газету «День» в дискуссии с польскими партнерами мы поручили аспирантке факультета журналистики Львовского национального университета им. И. Франко Юлиане Лавриш. Такое решение — неслучайно. Юлиана — дважды выпускница Летней школы журналистики «Дня», один из организаторов «Дискуссионного клуба» на базе факультета журналистики ЛНУ, который инициирует обсуждение тем, которые поднимаются на страницах нашего издания, во львовской интеллектуальной среде. Юлиана — яркий пример того, как молодежь переосмысливает идеи «Дня» и одновременно привносит в информационное поле, что его создает газета, свежие мысли и новую энергию.

 

 

С ростом темпов развития технологий происходит и ускоренное развитие журналистской среды. Сегодня для многих недостаточно получать информацию из какого-то конкретного источника, ведь у большинства информационное утро начинается не только с прослушивания радиоматериалов в маршрутных такси, просмотра «свежей» прессы, но и с ленты новостей в Интернете. Журналисты не могли не отреагировать на рост запросов аудитории, поэтому и возникла потребность в создании модели конвергентного ньюс-рума, в котором коллективы телекомпаний передают свои материалы и радиостанциям, и газетам, и интернет-изданиям. Считаем, что такие редакции имеют как и позитивы, так и негативы. Во-первых, конвергентная редакция позволяет оптимизировать сугубо журналистский ресурс, использовать и обрабатывать информацию внутри ньюс-рума в разных модификациях. Во-вторых, это повышение конкурентоспособности на медиарынке, ведь аудитория заинтересована видеть любимое СМИ в разных диапазонах. Однако, по нашему мнению, единственным негативом этого ньюс-рума остается девальвация человеческого ресурса, ведь журналист из-за универсализации утрачивает свой творческий ресурс.

Следя за работой всеукраинской газеты «День», можем сказать, что ньюс-рум издания также можно назвать конвергентным. В отличие от других конвергентных медиа таких, как New York Times, где обновление сайта и номер газетного экземпляра — разные по наполнению, или контент львовского холдинга ТРК «Люкс», где в основе работы ньюс-рума сконцентрированы разные формы представления новостийного продукта — через Интернет, радио и телевидение, газета «День», на наш взгляд занимает особую нишу. Поэтому рассмотрим основные форматы работы редакции, анализируя вместе с теорией конвергенции.

Основная суть конвергенции заключается в том, чтобы делать контент для всех видов СМИ и руководить этим потоком из единого центра. Возникновение газеты «День» было реакцией на определенные внутренние журналистские процессы и коллизии, а также на вызовы тогдашней политической эпохи. В течение практически шести лет газета пребывала в поисках: менялся журналистский коллектив, дизайн газеты, формат, однако постоянной осталась стратегическая цель издания — утверждение идеи украиноцентризма. Думаем, что основной месседж редакционной политики, читаемый между строк, — с украинским центром ко всему миру. В подтверждение тезиса обратимся к рубрикации печатного экземпляра издания. Итак, газетная палитра представлена такими рубриками: «1-я полоса», «День Украины», «День Планеты», «Подробности», «Экономика», «Общество», «Культура», «Тайм-аут». В целом концепт издания направлен больше на внутреннюю украинскую атмосферу, ведь журналистские материалы «Дня» поднимают те проблемы, которые являются актуальными в первую очередь для украинцев, а уже потом могут или не могут заинтересовать иностранцев. Главный редактор «Дня» Лариса Ившина отметила перед участниками Летней школы журналистики-2011, что цель  — «пробудить украинскость в украинцах». Поэтому на страницах газеты можно ознакомиться с выступлениями известных писателей, публицистов, ученых, политиков. Кроме того, в конце недели читатели имеют возможность покупать спаренный номер за пятницу и субботу, где, кроме привычных рубрик, есть еще разделы «История и Я», «Пресс-клуб». Идея конвергенции сконцентрирована и в специальных инициативах издания, включая ежегодный фотоконкурс, «Библиотеку газеты «День», Острожский клуб интеллектуальной молодежи, Летнюю школу журналистики. «День» сквозь призму своих инициатив обращает читателя в первую очередь к украинскому, а уже потом к общеевропейскому, ведь основная цель фотоконкурса — показать украинцам неизвестную Украину, а стратегия «Библиотеки», Клуба, Школы — создать интеллектуальный национальный фундамент.

По мнению российской исследовательницы М. Лукиной, конвергенция в журналистике имеет трехуровневую структуру: технологический, экономический (индустриальный) и профессиональный уровень. Рассмотрим эти уровни детальнее, сквозь призму проектов под эгидой «Дня». Сегодня, когда журналистика все больше развивается на базе интернет-площадок, то есть переходит из традиционных медиа в новые, растет стремление распространить свой продукт, чтобы таким образом найти своего реципиента и в этой среде. По инициативе главного редактора Ларисы Ившиной в конце сентября 2011 года газета «День» расширяет свое пространство в Интернете, стартуя проектом «Украина Incognita».

Официальная дата открытия сайта «Украина Incognita» — сентябрь 2011 года. В описании проекта ресурса узнаем, что интернет-версия приурочена к 15-летию всеукраинской газеты «День». Редакция обращает внимание читателей на то, что основной массив исторических материалов газеты переведен в электронный формат и размещен на сайте. Основной идейный вектор — реконструкция правдивых исторических фактов. В 2002 году серия «Библиотеки «Дня» началась с книги с одноименным названием — «Украина Incognita». Отметим, что книга переиздавалась шесть раз. Кроме того, редакционная политика издания направлялась на открытие архивов номеров, которые сегодня доступны читателям, начиная с 1997 года. В рамках нашего магистерского исследования мы провели интервью с главным редактором веб-проекта — Артемом Жуковым, который отметил, что концепт сайта развивался через внедрение определенных рубрик на страницах газеты. Идея веб-проекта продуцировалась вместе с развитием основного печатного источника. Если же обратиться к текстуальному контенту, то, по словам Артема, сначала преобладали старые публикации — в соотношении 95% к 5%; однако сегодня увеличивается количество новых авторов, происходит расширение аудитории, которая нацелена не только на печатный вариант газеты, но и на интернет-пространство.

Примечательно, что идея проекта имеет свою концептуальную преемственность от одноименной рубрики «Украина Incognita» во всеукраинском издании «День». И это еще одна возможность конвергентно распространять украинскую идею. Примечательными рубриками проекта является «Интеллектуальная карта Украины», «Музеи онлайн», «Обратная связь». Рубрика «Интеллектуальная карта Украины» содержит идею текстуально-информационного панно. Каждый посетитель сайта может с помощью карты Украины «кликнуть» на любую обозначенную красным стикером область и узнать больше информации о том или другом населенном пункте. Поэтому основное назначение этой рубрики — провести виртуальную экскурсию для посетителей по наиболее интересным и малоизвестным местам Украины и тем самым открыть Украину для украинцев. Открытием ресурса, на наш взгляд, является рубрика «Музеи онлайн», «кликнув» на которую посетитель может виртуально посетить такие музеи, как Музей Уласа Самчука, Музей Гетманства, Историко-мемориальный музей М. Грушевского, Коломыйский музей народного искусства Гуцульщины и Покутья, Музей писанковой росписи в Коломые, Мемориальный музей Вячеслава Липинского в Затурцах, Музей истории Острожской академии, Национальный музей «Чернобыль», Музей народной скульптуры Михаила Дзындры, Музей освободительной борьбы Юрия Микольского, Музей стекла во Львове, Музей волынской иконы. Реципиент веб-проекта имеет возможность не только ознакомиться с историческими экспонатами, но найти и прочитать подробную информацию об истории музеев.

Важной, с нашей точки зрения, рубрикой для создания социальной коммуникации является рубрика «Обратная связь» и «Читатели «Дня» онлайн». Редакция проекта представляет не только свою читательскую аудиторию, но удостоверяет через заметки своих реципиентов важность указанного проекта, трансформируя назначение сайта с локальной аудитории на украинское общество.

В процессе анализа страницы веб-проекта, основной рубрикации ресурса и концепций отметим, что структура источника, основная идейная нагрузка направлены на поиск диалога внутри государства, ведь, по мнению главного редактора сайта, «Украина нуждается в здоровой дискуссии между меньшинствами внутри страны», и во внешнем пространстве, чтобы не «потерять мировой контекст». Важно, что в рамках веб-проекта существует рубрика «Маршрут №1», в контексте которой посетители могут ознакомиться с путевыми очерками авторов и корреспондентов сайта. Кроме того, уже три месяца подряд газета также издает одноименные номера глянца — «Маршрут №1», предлагая будто и «глянцевые темы»: об украинской невесте, об украшениях и мире мужчин; но опять-таки конвертируя в, на первый взгляд, «гламурные темы» украинский стержень. Сегодня глянцевое приложение, «Библиотека», продажа печатных экземпляров являются компонентами экономического уровня конвергенции, ведь основной контент глянца составляют материалы, наполненные рекламным содержанием.

И, конечно, третий уровень — профессиональный — охватывает весь объем работы журналиста «Дня»: печатный экземпляр, сайт газеты, где во времени событийной последовательности выставляются репортажи, предшествующие печати; упорядочивание книг из «Библиотеки «Дня», печать глянцевого месячника, робота над веб-проектом и фотоконкурс, особая работа бильд-редакции с акцентом на концептуальных фото.

Рассматривая «День» в контексте современного украинского медиапространства, можем отметить, что принцип работы редакции определяет модель конвергентной редакции. Модель редакции газеты «День» — отдельная интересная для исследования ниша, определяющая осуществление определенных инициатив, исходящих из одной украиноцентричной идеи. Кроме того, газета имеет свою постоянную аудиторию мыслящих и мотивированных реципиентов, однако в условиях конвергенции границы аудитории расширяются.

Юлиана ЛАВРИШ, аспирантка факультета журналистики Львовского национального университета им. И. Франко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ