Украинцы часто подозревают руководство Германии в подыгрывании Путину. Это проявилось, например, в флешмобе на официальной странице Ангелы Меркель в социальной сети Facebook с массовыми надписями «Danke, Frau Ribbentrop!» (Спасибо, госпожа Риббентроп!) в июле после не слишком четкой позиции канцлера относительно осуждения действий Российской Федерации на Донбассе. Аналитики начали видеть в действиях официальной Германии некую «политику примирения агрессора». Однако надо понимать, что немецкие политики прежде всего работают ради своего народа. Соответственно, они не хотят получить последствия за свою четкую позицию обвинения РФ в виде развязывания Третьей мировой войны. Геополитика — вещь сложна, а ситуации, даже исключительно военные конфликты, выглядят достаточно по-разному. Не стоит, например, сравнивать позицию Германии в контексте Украины и Сирии. Однако одной из важнейших составляющих в принятии важных решений является информация.
Корреспондент «Дня», находясь в Берлине, посетил редакции разных видов СМИ (газета, журнал, онлайн, радио, телевидение, информационное агентство). К сожалению, большинство таких разговоров проводилось по принципу Off the record, поєтому мы вынуждены не упоминать имена и цитаты. Но из информации от работников медиа можно увидеть, как выглядит «медиа-зеркало» Германии и как в нем отражается Украина. Соответственно как формируется общественное мнение немцев и руководства страны относительно событий на Донбассе.
«ЛОКАЛЬНЫЕ РАДИО И ГАЗЕТЫ СООБЩАЮТ О ПРОПАЖЕ КОТОВ»
По словам медиа-эксперта Петры Бернхоф, медиа-ландшафт Германии весьма разнообразен. «В 16 районах, на которые разделена страна, распространены локальные газеты и радиостанции, где сообщают едва ли не о пропаже кота с какой-то улицы. В целом таких радиостанций в Германии 440, а газет — 335. Количество периодики за последние годы в стране выросло, несмотря на кризис печати. Сегодня оно достигает около 1500 видов. Кроме того, в СМИ Германии развилась особая разновидность «медиа-каннибализма» — когда печатная и онлайн версии одного СМИ оттягивают друг у друга аудиторию, ведь это две полноценные редакции, которые подают разный контент. Все медиа в Германии частные или публичные (общественные), нет ни одного олигархического. Поэтому, по данным «Репортеров без границ», по уровню свободы слова в СМИ Германия занимает 14 место в мире, в противовес Украине, которая в этом рейтинге 127-я», — рассказывает журналистка.
Вероятно, в виду такого уровня незаангажированности журналистики немецкие редакторы достаточно предвзято относятся к официальным формулировкам украинской власти, которые уже несут в контексте определенную позицию. Так, например, немцы не готовы говорить о «террористах» и «пятой колонне», хотя для украинской аудитории это привычные и достаточно приемлемые термины. Даже самых объективных украинских экспертов иностранные СМИ могут воспринимать как заангажированных провластных спикеров из-за неосторожного использования эмоционально окрашенной терминологии.
«САМЫЕ ОПЕРАТИВНЫЕ НОВОСТИ О ДОНБАССЕ СОБИРАЕМ В TWITTER»
Журналисты немецких СМИ активно используют в своей работе новые медиа. Так, ответственные редакторы информагентства DPA круглосуточно следят за лентой Twitter. Они создали список подписки на официальные источники, блогеров, журналистов и СМИ, которые пишут о Донбассе. Ради объективности в получении информации с востока Украины в этом списке присутствуют как «Интерфакс Украина», так и его российская версия, как региональный сайт «Новости Донбасса», так и один из рупоров российской пропаганды Lifenews. Проблема доступности украинского контента заключается еще и в украиноязычности. Ведь журналисты, работающие с информацией о странах Восточной Европы, владеют из иностранных языков максимум русским, а чаще всего только английским. Собственно, для лучшего понимания иностранцами украинской ситуации «День» выпускает англоязычный дайджест, который тоже используют для цитирований.
«АНТИПУТИНСКИЙ ПРИЗЫВ ВЫЗВАЛ МНОГО НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ У ЧИТАТЕЛЕЙ»
Наиболее цитированный немецкий журнал Der Spiegel начал выходить после Второй мировой войны. В 1962 году главного редактора и основателя Рудольфа Аугштана и журналистов арестовали за критические материалы. Это вывело на акцию протеста огромное количество студентов, молодежи нового поколения. Арестантов выпустили, министр пошел в отставку.
Незаурядное влияние на политику и общественную жизнь и журнал, и онлайн-медиа имеют и сегодня. Каждый политик знакомится с информацией этих СМИ, а острые публикации вызывают публичные обсуждения. Так, после катастрофы Малайзийского «Боинга» над территорией Донецкой области, контролируемой так называемой «ДНР», журнал разместил на обложке скандальный коллаж. На нем была подборка прижизненных радостных портретов жертв с надписью «Stoppt putin jetzt!» («Остановите Путина сейчас!»). Это вызывало огромный резонанс в немецком обществе и много критики в адрес журнала и обвинений в однобокости освещения событий.
Каждое утро 85 % немцев слушают радио. Это — самый распространенный вид медиа. Самые сильные игроки радиополя — региональные, однако есть и национальная радиопрограмма, которая стала объединяющей для двух частей Берлина после свержения стены. Как рассказали сотрудники радио DLF, в фокусе немецких журналистов, конечно, домашняя политика. Хотя в целом эти темы приблизительно на пятой-шестой строках заинтересованности людей. Мир меняется, позиции относительно вопросов меняются, но людям необходимо найти того, кому они могут доверять.
Публичное (общественное) телевидение ARD потребности своей аудитории считает принципом своей работы. По словам журналистов телеканала, они обслуживают свою аудиторию, а не политиков. Поэтому принцип незаангажированности и правды здесь важнее оперативности. Как говорил известный немецкий политик Эгон Бар: «Вы не должны говорить всю правду, но все, что вы говорите, должно быть правдой».
«ДЕФЕКТ ГЛАВНОГО ЗЕРКАЛА»
Как отмечала Лина Костенко в своей речи для студентов начала 2000 годов, Украина имеет «дефект главного зеркала». Мир всегда видит нас через призму восприятия соседней страны.
Российская пропаганда — качественно подготовлена с психологической стороны и дорого стоит. Преодолеть ее вряд ли удастся зеркальной украинской пропагандой в противовес. Поэтому необходимо доносить правду до максимального количества людей, максимальным количеством средств, на разных языках, контактами формата «человек-человек». Кроме того, надо помнить, что многие корреспонденты иностранных медиа, работающие над темами Восточной Европы, в том числе и в Украине, базируются и живут в Москве. И только сегодня, когда активно сообщают об Украине, начинают понимать глубину этой проблемы и открывать в Киеве корпункты.