Николай Тимченко — наш коллега, фотокорреспондент «Дня», в газете он работает с 2011 года. Поэтому особенно приятно, что Гран-при от «Проминвестбанка» в этом году получил именно он — за работу «Майдан. 22 января». Его работу оценили и признали лучшей фотографией XIV Международного фотоконкурса газеты «День» — первый заместитель Председателя Правления ПАТ «Проминвестбанк» Вячеслав Юткин лично вручил победителю главный приз. Это признание профессионализма не только Николая Тимченко, но и комплимент для всех нас, творческого коллектива «Дня»: мы — одни из лучших.
Пользуясь случаем, «День» расспросил у Николая Тимченко об успешных кадрах, о ежедневной работе над собой, о фотошколе «Дня», которая формирует и дает ориентиры в работе, и о многих других важных делах. Еще до начала интервью спрашиваю у Николая, на что планирует потратить полученный денежный приз. Среди прочего, Николай говорит, что после уплаты всех необходимых налогов, часть средств перечислит на нужды украинских бойцов. А далее объясняет, взял за принцип платить десятую часть доходов в поддержку нашей армии, — такая вот современная добровольная десятина. Это еще один штрих к портрету Николая как фотографа, которому удается на своих снимках раскрыть людей. Все просто — нужно любить своих героев, знать их и понимать. Или хотя бы попытаться это делать.
— Моя история с фотоконкурсом «Дня» и в целом с фотографией как таковой началась много лет назад, в 2003 году. Я тогда работал менеджером по продажам и был достаточно далек от мира фотографии. Как-то с друзьями мы спонтанно и случайно пришли в Украинский дом на фотовыставку «Дня». Я тогда еще не знал ни одного фотографа, ни одно имя под фотографиями мне ни о чем не говорило. Но фотографии меня впечатлили. Запомнил работы Николая Лазаренко. Это было одно из первых имен, которые я узнал. Помню, мне понравилась разноплановость выставки — от политического репортажа до веселых сценок из ежедневной жизни, от тревожного настроения до радостного.
«КОГДА ПРОИСХОДЯТ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, НУЖНО ПЫТАТЬСЯ ЗАФИКСИРОВАТЬ ВСЕ»
— Ты именно тогда заинтересовался фотографией и решил купить фотоаппарат?
— Нет. Тогда я просто посмотрел фотографии, и все. А уже в следующем году я специально пришел на фотовыставку «Дня», целеустремленно. Потом я купил себе «мыльничку», фотографировал друзей, цветы, животных — все то, что обычно фотографируют начинающие. Немного позже я приобрел себе цифровую зеркальную фотокамеру — и очень вовремя — как раз началась оранжевая революция, и я уже фотографировал людей и эпизоды на Майдане. Правда, не очень много — работал и не было много свободного времени. Это сейчас я уже понимаю, что, когда происходят исторические события, нужно пытаться зафиксировать все. Вполне возможно, что большинство из этих кадров никогда не будут напечатаны или обнародованы для широкой общественности, но зафиксировать историю нужно обязательно. А тогда я ходил на Майдан по вечерам и что-то себе понемногу «щелкал».
— Когда ты впервые отправил фотографии на фотоконкурс «Дня»?
— Аж в 2009 году. Я тогда отобрал разные фотографии — и грустные были фотографии, и оптимистичные. Выбирал кадры, которые мне на тот момент казались небанальными, интересными и хорошо выполненными с технической точки зрения. Я не получил никакой награды. Но не разочаровался. Я тогда посмотрел другим взглядом на экспозицию, понял, что нужно подавать несколько другие фотографии, нужно совершенствовать мастерство, формировать особый «фотовзгляд».
А уже в 2010 году я получил свою первую награду как фотограф именно на фотовыставке «Дня». Мне было очень приятно, это вдохновило меня, я понял, что, выбрав фотографию, двигаюсь в правильном направлении. Я тогда еще даже не догадывался, что уже через несколько лет получу Гран-при конкурса (улыбается).
«ТЕПЕРЬ Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬ «НАБРАННУЮ ВЫСОТУ»
— А что для тебя Гран-при?
— Это, прежде всего, ответственность. Теперь я должен держать «набранную высоту», не делать «проходные» кадры из-за лени или плохого настроения или из-за легкомысленного отношения к съемке, которая кажется мне неважной или неинтересной. Не имею такого права, потому что завоевал Гран-при и стал рядом с теми фотомастерами, которые получали Гран-при фотоконкурса «День» в предыдущие годы. Это очень ответственно для меня и очень приятно. Я фотокорреспондент «Дня», мои фото, как и фотографии моих коллег, — это лицо газеты: удачный снимок, особенно на первой полосе, задает тон, настраивает читателя на то, что он берет в руки качественную прессу, продуманную до деталей, что наш творческий коллектив уважает своего читателя. Получить Гран-при — это очень почетно, приятно, это дает мне определенную уверенность в себе как фотографе, но, прежде всего, это ответственность. И я благодарю главного редактора «Дня» Ларису Ившину, нашу бильд-редакцию, коллег, которые своими идеями, подсказками, критикой помогают держать себя в тонусе.
Прийти работать в «День» с многолетней фототрадицией, с собственной сформировавшейся фотошколой, это вызов для фотографа. Сначала у тебя знание и понимание специфики работы в «Дне» — где-то на нулевом уровне. Но очень быстро ты узнаешь о тех, кто стоял у истоков, кто формировал эстетику, принципы, неповторимый «фотопочерк» газеты. Смотришь их работы, анализируешь, вдохновляешься в итоге. Это и Леонид Бакка, и Николай Лазаренко, и Михаил Маркив, Борис Корпусенко и Руслан Канюка. И многие другие, чьи имена сегодня известны далеко за пределами Украины. Знать тех, кто сформировал основу, которая сейчас держит фотошколу «Дня», — необходимо. Иначе можно будет сделать много красивых и технически выверенных кадров, но сложно будет сделать те, которые могут претендовать на что-то большее, чем просто кадр.
«ЗА КАЖДЫМ ЯРКИМ СНИМКОМ СТОЯТ ДЕСЯТКИ, СОТНИ ОБЫЧНЫХ КАДРОВ, ЧЕРНОВОЙ, ИНОГДА ДАЖЕ РУТИННОЙ РАБОТЫ»
— Собственно, когда ты в 2011 году пришел в «День» на должность фотокорреспондента, то разницу почувствовал по сравнению с предыдущим фотоопытом?
— Я сразу увидел, что здесь к фотографии относятся иначе. Она не является «обслуживающим персоналом» текста, а является равноправной, а иногда даже важнее слов. Это должно быть больше, чем просто снимок, чем простая фиксация момента. Она должна открывать вдумчивому читателю контексты и подтексты ситуации, процесса или явления, описанного в журналистском материале, то есть прибавлять тексту смыслов, а не отвлекать внимание.
Это, конечно, ставит значительно более высокую планку для фотографа, заставляет расширять собственный кругозор, много читать, много слушать, саморазвиваться. Потому что иначе ты не сделаешь снимок, который несет новые смыслы или привлекает явление. Это непросто. И, конечно, не каждый мой снимок — удачный. Но я работаю над этим. За каждым ярким снимком стоят десятки, сотни обычных кадров, черновой, иногда даже рутинной работы. Например, на этой фотовыставке представлена моя фотография, где на заднем плане стоит Ангела Меркель, а на переднем — летит голубь. На том событии было очень много фотографов, большинство сосредоточились на движениях, жестах, мимике Меркель. У меня тоже было много таких кадров. А затем я заметил голубя, пролез между камерами коллег и замер — стал ждать, когда он полетит. И он полетел (улыбается). Хорошие кадры — это часто случайная удача, а еще чаще — вдумчивая работа.
«ФОТОВЫСТАВКА «Дня» — ЭТО ЯВЛЕНИЕ. МНОГИЕ КОЛЛЕГИ РАСКРЫЛИСЬ ДЛЯ МЕНЯ ПО-НОВОМУ»
— Ты один из членов жюри фотоконкурса, принимаешь участие в начальном отборе присланных фотографий (газета «День» не награждает работы — выбирают победителей и вручают призы партнеры фотоконкурса, от «Дня» главный редактор Лариса Ившина вручает одному фотографу Приз призов «Золотой день». — Ред.). Это особая работа, ведь, по сути, вы формируете конкурентное поле, отбирая на выставку работы, открывающие новые имена...
— В этом году было сложнее, чем в прошлом. Среди конкурсных работ было много снимков с Майдана и зоны АТО. И здесь мы пытались отбирать фотографии-явления, фото-символы, искать в работах новые образы. Мы решили отказаться от излишнего шокирующего натурализма, ведь ужасы войны можно показать через детали, образы — и это будет производить более сильное впечатление, чем просто жестокие сцены. Кроме того, мы не отказались от многолетней традиции — обязательно отбирать фотографии оптимистичные, с юмором. Сегодня это особенно важно.
Фотовыставка «Дня» — это явление. Многие коллеги раскрылись для меня по-новому. Я знаю многих, слежу более-менее, что они делают, что у них и где печатается. Но именно фотоконкурс дал мне возможность оценить масштабы работы, которую они делают. Многие снимки являются «неформатом» для изданий, где они работают, либо же они разрабатывают какую-то особую тему, делают целые проекты — и присылают на наш фотоконкурс. И я рад, что могу это увидеть, что узнаю о своих друзьях и коллегах, об их творчестве, их мысли больше. Фотоконкурс «Дня» открывает новые имена. Было несколько ярких случаев, когда фотограф впервые подавался на конкурс в номинации «Мир глазами детей», то есть не имея еще 18 лет, а затем — ежегодно — профессионально рос и дорастал до Гран-при. Эти процессы могут быть не заметны широкой общественности, а мы эти истории знаем изнутри. Поэтому я бы не говорил, что мы формируем конкурентное поле, я бы сказал, что мы создаем солидарную среду. Вы же видели, как радуются фотографы друг за друга, когда их награждают!