Недавно представители авторитетного британского издания Financial Times заявили: «У нас работает два типа журналистов: охотники и повара. И те и другие необходимы, но мы отдаем преимущество охотникам». Расшифровка тезиса британских медиа- профессионалов: «охотники» — это те, кто выходит на поиски информации и добывает ее; соответственно «повара» — готовят информацию так, чтобы читатель мог ее «переварить», они превращают сложное в простое. А какие журналисты нужны украинским СМИ? И шире — какие СМИ могут успешно функционировать на украинском медиаринке? Возможно ли теперь в нашей стране развитие новой журналистики и высокотехнологических СМИ? А каким должно быть профессиональное образование медийщиков? Это только некоторые из многих важных сегодня вопросов, которые обсуждались на круглом столе «Цифровые технологии и новое качество журналистского образования как ответ на вызовы и угрозы для украинского медиаринка».
Круглый стол инициировался и проводился компанией Innovation International мedia Consulting при поддержке благотворительного фонда «Развитие Украины». На дискуссию были приглашены руководители и работники украинских СМИ, представители сектора журналистского образования, специальный гость — консультант компании Innovation Хосе Антонио Феррис, который выступил с презентацией исследования «The future of Media — What’s Next» («Будущее медиа — что дальше?»). Хотя господин Феррис говорил не о заоблачном будущем, а о сегодняшних реалиях западной журналистики, было понятно, что для Украины это пока что — далекий проект. Господин Феррис говорил преимущественно о грани между старой и новой журналистикой, которая лежит в плоскости вопроса КАК? Т.е. речь идет о способе и средствах. «То, ЧТО производится, остается всегда неизменным. Журналист должен создавать журналистику», — отмечает господин Феррис. Ведь речь идет не только о высоких технологиях, а в первую очередь о журналистике как таковой, ее «начинке», смысловом наполнении. В этом контексте представитель компании Innovation акцентировал внимание на том, что старой или новой журналистики, по сути, не существует, а есть журналистика настоящая, которая предполагает создание качественного контента (содержания) и правильность его подачи. Он советует всегда учитывать человеческий фактор и содержание (и уже потом технологии), постоянно совершенствоваться путем тренингов и обучения, не терять «охотничий» инстинкт: «Журналист должен всегда находится в поиске. Он должен находить информацию, а не она его. Речь идет о действительно тяжелой работе».
Один из важнейших тезисов Innovation Хосе Антонио Ферриса заключался в том, что медиа — это бизнес, а не благотворительность, нужно производить конкурентоспособный продукт, который будет продаваться и отвечать запросам рынка: «Главная задача медиа-компаний — зарабатывать деньги, поскольку без прибыли нет независимости, без независимости нет доверия, без доверия нет аудитории, а без аудитории нет рекламы».
Вот еще некоторые из самых интересных мыслей участников круглого стола.
Хосе Антонио ФЕРРИС , консультант компании Innovation:
— Я бы сказал, что в новой журналистике есть четыре главных идеи, которые и создают ее профиль. Первая — это влияние иновационных СМИ на традиционные и адаптация традиционных СМИ к принципам новой журналистики. Вторая идея — это интерактив и мультипроизводство контентов. Когда-то в процессе коммуникации была только одна линия в одном направлении, сейчас — это множество линий, которые двигаются в обоих направлениях. Третья позиция — это появление безграничного количества новых медиа во всем мире. Наконец, четвертая идея — это новые бизнес-модели, потому что традиционные уже не эффективны.
Евгений ФЕДЧЕНКО , директор Киево-Могилянской школы журналистики:
— Если мы говорим об украинском медиа-рынке, есть одна вещь, которая не должна давать нам расслабиться. За последние 15 лет украинский медиа-рынок проделал колоссальную работу, поскольку период его становления происходил одновременно с периодом общественно-политических трансформаций и фантастического прорыва мировых медиа — на уровне сбора информации, обработки и распространения. Но сейчас мы часто не думаем о тех вызовах и угрозах, которые могут стоять теперь перед медиа-рынком. Потому что среди очень многих собственников и журналистов господствует атмосфера эйфории от хорошо выполненной работы. Но проблема в том, что рынок пошел значительно дальше. Конечно, фундаментальным останется понятие контента. Это и будет отличать хорошего журналиста от плохого. Но очень много вещей в плане донесения этого контента к аудитории изменилось радикально. Если раньше по поводу телевидения мы говорили о броадкастинге — широком вещании, то сейчас речь идет о нероукастинге — об очень узких нишах, которые могут удовлетворить малейшую потребность потребителей. Есть миллион потребностей, которые медиа могут сегодня удовлетворить. Если украинский медиа-рынок и далее будет ориентироваться на то, что у нас есть отдельно газеты, отдельно телевидение, отдельно радио — это в лучшем случае дорога к благополучному, но застойному рынку. Средство от этого — новые медиа.
Цена входа на рынок сегодня является очень незначительной. Поэтому мы говорим о таком контенте, который может производить каждый, кто умеет пользоваться цифровой техникой. Если бы мы смогли объединить качественный контент и новейшие технологии, это могло бы вписать украинский рынок в глобальный рынок медий.
Андрей ХРУСТАЛЕВ , «Комсомольская правда в Украине», редактор:
— За последнее время украинский медиа-рынок увеличился в несколько раз. И в ближайшее время доля медиа-ресурсов будет расти. Есть точка зрения, что печатной периодике осталось «жить» восемь лет. Потом ее вытеснят интернет-проекты. Для того, чтобы это произошло, недостает маленького технологического скачка — еще более удобные карманные компьютеры и еще более быстрый доступ к интернету через мобильную связь. Это, собственно, все, что необходимо. Возможно, восемь лет даже многовато...
Владимир ГОЛОВКО , главный редактор портала ugmk.info:
— Говорить о том, что интернет в нашей стране может стать значительным бизнесом, пока что не стоит. Хотя можно сравнить нашу ситуацию сегодня с другими странами. Например, в Молдове лидерами интернета являются «Аргументы и факты в Молдове» и «Комсомольская правда в Молдове». Собственные интернет-продукты еще где-то очень далеко... В Белоруссии еще более интересная ситуация. Там доминируют персональные именные страницы. Например, страница Ивана Петрова, где он размещает всю нужную, по его мнению, информацию. В этих странах, в отличие от нас, не сделан даже первоначальный шаг к бизнесу в интернете.
Медиа сейчас — это не столько бизнес, сколько влияние. Большинство интернет- СМИ — убыточные. Но вкладывать негативное понятие в интернет как влияние не стоит. Один из наиболее прибыльных и влиятельных проектов в Украине — это «Зеркало недели» в конце 90-х — в начале 2000-х. У издания был один главный читатель — Президент страны. Поэтому все пытались разместить там свои материалы по заказу. Вот вам и влияние, и прибыльность.
Александр МАРТЫНЕНКО , генеральный директор агентства «Інтерфакс-Україна»:
— Специалисты прекрасно понимают, что интернет-аудитория в Украине пока что неизвестна. Ориентироваться на те расчетные системы, которые есть в интернете, нельзя, поскольку рейтинг там покупается определенными сайтами за не очень значительные суммы. Поэтому реально определить цифры невозможно. Сейчас за 5 тысяч долларов можно получить любое количество посещений. Зачем это делается? Эти цифры показываются спонсорам интернет- проекта, которые соответственно выделяют средства. На самом деле ни один интернет-проект (за исключением одного или двух) не является рентабельным и не окупается в связи с тем, что рынка интернет-рекламы как такового в Украине нет.
До новых медиа, в том числе когда речь идет об участии читателей в развитии проекта, нам еще работать и работать. Сейчас разрыв между Украиной и другими странами в развитии интернета увеличивается большими темпами...
Диана ДУЦИК , главный редактор еженедельника «Без цензури»:
— Несколько слов хотелось бы сказать об образовании журналистов. В действительности журналистом может стать только тот, кто этого действительно хочет. Если человек ставит перед собой эту цель, он ищет соответствующие пути, чтобы получить хорошее образование. Существует еще одна проблема. Она заключается в том, что некому воспитывать молодые кадры. Старое поколение журналистов, которое когда-то было авторитетным и мощным, уже отходит, поскольку взгляды его несколько устарелые. А среднее поколение еще не выросло и не окрепло. Когда мы нарекаем на журналистское образование, нужно иметь в виду, что это проблема очень широкая и комплексная, касается она образования в Украине в целом.
В завершение господин Феррис посоветовал украинским медийщикам не спешить: «Вы не так давно были частью совсем другого мира — СССР. Сейчас у вас новые медиа, новый мир, новая прозападная экономика, новая политика, новый президент. Не спешите! Вы слишком быстро двигаетесь. На мой взгляд, это замечательно, но люди могут просто не воспринять изменения такими темпами. Хотя этого очень хочется нам. На самом деле адаптация занимает значительно больше времени».