В течение последней декады сентября и первой декады октября две творческие группы украинских художников работали над художественными проектами «Вкус жизни» и «Ландшафты». Для творческих раздумий художников куратор проекта Олеся Авраменко выбрала знаковый город — Канев. Именно в этом городе, зафиксированном в коллективной украинской памяти прежде всего как Шевченковский, современные украинские художники будут создавать новое художественное пространство и вырабатывать новые художественные идеи в рамках проекта «Каневские импрессии».
В дебюте проекта приняли участие Елена Бабенцова, Владимир Богуславский, Николай Журавель, Владимир Кабаченко, Игорь Ступаченко, Дарья Тищенко, Анатолий Тертычный, Игорь Шумский, Александр Верещак, Татьяна Гершуни, Ксения Гнилицкая, Игорь Гусев, Илья Исупов, Сергей Савченко, Ната Трандафир, Валери Трубина и Леся Хоменко.
Об идее «Каневских импрессий» мы беседуем с куратором проекта, кандидатом искусствоведения, заведующей лабораторией визуальных практик Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины Олесей АВРАМЕНКО.
— Пани Олеся, почему вы выбрали именно Канев?
— Потому что в Каневе появился незаурядный человек — Юрий Сташкив, построивший над Днепром уютную гостиницу и выразивший желание сделать ее артистической. Арт-гостиницы — явление хоть и эксклюзивное, но известное и популярное в мире. А вот в Украине их очень мало, ведь для возведения такой гостиницы нужны не только материальные и временные расходы, но и незаурядный вкус и смелость. В «Княжій горі» достаточно часто изменяется экспозиция живописи. А для того чтобы живопись чувствовала себя здесь органично, его хозяин положил начало арт-лаборатории. С 2007 года сюда регулярно приезжают художники — погостить и поработать. Среди них — львовяне Сергей Савченко, Роман Романишин, киевляне Анатолий Криволап, Анна Криволап, Николай Журавель... Они уже стали хорошими друзьями хозяина. Впрочем, организация группы художников — работа кропотливая и нуждается в энергии. Поэтому Юрий Сташкив обратился ко мне и моей младшей коллеге и сокуратору Елизавете Бельской. А мы взялись организовать в Каневе проект пленэра «Каневские импрессии».
Есть еще одна причина появления этого проекта, она — неявная, историческая, возможно, даже эзотерическая. Канев — настолько замечательное место, что лет пятьдесят подряд именно здесь проходили летнюю практику студенты Киевского государственного художественного института (в настоящее время — Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). И хотя в настоящий момент институтская база запущена и практически разрушена, однако аура этого места, облюбованного когда-то еще гениальным Шевченко, преисполнена творческими вибрациями и притягательна для художников.
— В течение нескольких предыдущих лет вы были куратором проекта «Гурзуфские сезоны». Что общего между этими двумя проектами?
— Сравнивать эти два проекта пока не стоит, ведь «Каневские импрессии» сейчас только делают первые шаги. Хотя, безусловно, общие черты в них есть: это куратор, поддержка Института проблем современного искусства, а также формат — работа в творческой группе на пленэре. В «Каневских импрессиях», как и в «Гурзуфских сезонах», принципиально задается тема (достаточно широкая, чтобы художники не чувствовали себя зажатыми в рамки), она дисциплинирует, помогает работать целостно, в проекте. Помимо остального, «Гурзуфские сезоны» и «Каневские импрессии» объединяет идея создания неформального творческого пространства, в пределах которого продуцируются и развиваются новые идеи и тенденции.
Правда, в Каневе художники имеют сжатый, почти экстремальный срок для работы — 10 дней. В целом же «Каневские импрессии» — проект новый, оригинальный, достаточно амбициозный и, надеюсь, динамичный.
— А как относительно Гурзуфа? Неужели он исчерпал себя в художественном смысле?
— Гурзуф никогда себя не исчерпает. Его энергетика, визуальная неповторимость и всегдашняя изменчивость будут всегда добавлять воодушевления тем, кто в нем нуждается. А вот проект «Гурзуфские сезоны», который прекрасно стартовал и развивался, в последнее время, по-моему, несколько притормозил. Он нуждался в переформатировании, в иной структуре, нужны были новые люди, иное к себе отношение. Поэтому и возникла пауза. А, возможно, дело в том, что каждая вещь имеет свое начало и свое завершение... Кроме того, вопрос финансирования также никто не отменял.
— Канев неотъемлемо связан с именем Тараса Шевченко. А вы не боитесь тематического отождествления? Или, возможно, это сознательная провокация художников?
— В Каневе имя, образ и творчество Тараса Шевченко воспринимаются очень органично, соизмеримо с эпическими пейзажами, собственным эмоциональным состоянием. Я сознательно в начале работы группы не касаюсь специфических шевченковских тем в проектах, однако у художников имя поэта и его слова возникают на устах поневоле, они даже постоянно встречают шевченковские типажи. Все спешат подняться на Тарасову гору, постоять на могиле, откуда виден «і Дніпро, і кручі». А вот в музей зайти осмеливаются не все — слишком невелико доверие к тем, кто создавал его экспозицию. Те же, кто осмелился, выходят крайне разочарованными, потому что новая экспозиция, мягко говоря, слабая, чтобы не сказать антиукраинская. Кроме того, именно отсутствие «сознательной провокации» относительно имени Шевченко иногда провоцирует художников так или иначе высказаться на тему национального гения. Леся Хоменко, например, в проекте «Вкус жизни» сделала достаточно выразительный иронический диптих.
— Какие темы были предложены художникам в этот раз?
— Тема «Ландшафты». Она предусматривала чрезвычайное развитие мыслей и ассоциаций. Ведь ландшафты бывают географические, геологические, архитектурные, культурные, экологические, может быть также ландшафт тела или души. Но, работая в таком роскошном месте как Канев, уместно понимать эту тему и так, как привыкли ее трактовать живописцы XVI века, когда в Европе активно развивалась пейзажная живопись.
Вторая группа художников работала над темой «Вкус жизни». В своих работах художники рассмотрели феномен вкуса в самых разнообразных ракурсах, обратились к философии и эстетике, к достижениям мирового кинематографа, литературы, а главное — к собственному опыту.
— Созданный во время этого пленэра проект «Вкус жизни» будет представлен 8—14 ноября на Art-Kуiv Contemporary-2010 в «Мистецькому арсеналі». А где и когда мы будем иметь возможность пересмотреть результаты наработок на тему «Ландшафты»?
— Если все сложится хорошо, то тоже в «Мистецькому Арсеналі», но уже весной, во время Fine Art Ukraine-2010. Или в выставочном зале Института проблем современного искусства. Кстати, это один из самых лучших малых выставочных залов Европы, работающий уже больше года.