Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новые блестки карнавальной ночи

3 января, 2003 - 00:00


В наивную телевизионную эру придумали лучший способ встречи Нового года — «Голубой огонек». Собрать все лучшее, оригинальное, знаменитое и преподнести под взрывы хлопушек и искреннего веселья. Клиповое время вносит свои коррективы. Бесконечно ускоряет процесс, смешивает разные жанры и, устав от этого мелькания, иронизирует над собой. Удачные шутки теряются среди банальных фраз, а молодые и дерзкие поют старые песни. Добрая традиция встречи праздника № 1 превращается в пародию на самого себя. В начале праздника это веселье бодрит, а потом слегка раздражает. Ошалевшая от карусели эстрадных номеров публика пресыщается. И начинает завидовать тем, кто вдали от тепла и уюта прыгает от холода на майдане Незалежности, оглушает нас петардами за окном или обнимает настоящую елочку в глухом лесу. Впрочем, человек по натуре ленив, и ТВ по-прежнему главный пункт программы.

НОВЫЕ И СТАРЫЕ ПРИВЫЧКИ

В этом году попробовал преобразовать старую традицию новогоднего обращения Президент. Он обращался к нации, сидя перед домашним камином, в компании с внуком и собакой. Демократичный бордовый пуловер подчеркивал неофициальность обстановки. Не знаю, насколько это поднимет рейтинг Леонида Даниловича. Но не уверена, что внук и собака — уместная компания для озвучивания напутствий народу в исторический момент.

Не сложилось и с другими атрибутами праздника. Поскольку в Украине нет главных часов, на многих каналах последние секунды года проходят в полной тишине. Где-то в эти 12 секунд звучат московские куранты. По-разному и с гимном. Иногда он звучит вообще в исполнении звезд эстрады. Больше патриотизма, коллеги!

Но вернемся к нашим баранам (имеется в виду встреча года Овцы). Новый год — всегда смотр возможностей канала. «1+1» и ICTV сняли свои «Огоньки» совместно или с приглашением российских звезд. А «Интер» обошел других — снял музыкальную сказку и представил в первый день года премьеру мелодрамы про снежную любовь. «Новый» — под сурдинку сэкономил — дал запись огонька 90-х годов прошлого века. УТ-1 выбирать не пришлось, ночной эфир принадлежит ТРК «Эра». Там поневоле раскручивали украинскую эстраду (преимущественно второго эшелона). Впрочем, конферанс Кума Панько и Пана Кумко (Андриенко — Опалев) приятно контрастировал национальным юмором. Соседи по каналу взяли реванш 1 января вечером. После эстрадного марафона утонченная «Травиата» на итальянском Первого Национального показалась райским оазисом. Но пора навести резкость на лидеров отечественного ТВ.

МОСКОВСКАЯ КРУТИЗНА «1+1»

Благодаря совместным съемкам с ОРТ зрители «плюсов» попали в неплохую компанию с Филиппом Киркоровым, Патрицией Каас и т.д. Масштабную феерию снимали на пяти сценических площадках «Мосфильма». Но начало несколько озадачило. На фоне поющей Тани Булановой о чем-то рассуждал Ян Арлазоров. Я не фанатка Булановой, но мне стало за нее обидно. Однако нетактичный юморист не смутился и как ни в чем не бывало вручил пострадавшей цветы. Другой неудачный эксперимент — дуэт Буйнова и Орбакайте.

Интересно было оценить конферансье — хорошо знакомых ведущих «1+1». Разведка донесла, что дамам рисовали лица часа по четыре. Раскраска действительно была театральная. Но запомнился разве что тост Борсюка — Корчинского, что «у москалей все то же самое, только с перцем».

Невольно выделяла для себя наших исполнителей. Их выступления были менее затертыми, а уровень не уступал. Браво, «Пиккардийська терция», «Океан Эльзы», Ани Лорак! Единственной в своем роде стала Таисия Повалий. Ее образ приятно смягчился, возможно, благодаря удачному выбору песни, взятой из репертуара старой украинской эстрады. Удачный ход украсил финал. На фоне останкинской башни юная певица пела: «Нене, країно моя!».

Катерина ДЯДЮН, «День»

«ИНТЕР». В ОБЪЯТИЯХ СКАЗКИ

Для многих новогодняя ночь ассоциируется с чудесами, волшебными превращениями и осуществлением заветных желаний. Поэтому мы называем ее сказочной. И нет ничего необычного в том, что телеканал «Интер» во второй раз приобщает зрителя к встрече Нового года эстрадной инсценировкой сказки. В 2002 году он остроумно предлагал экранизацию «Ночи перед Рождеством» Николая Гоголя. А в 2003 год решил войти еще остроумнее, обратившись к «Золушке». Идея интересная, если вспомнить, что именно «Золушкой» «Останкино» как-то уже знаменовало новый виток нашей планеты. Тогда искусственный снег падал так же натурально... Сценарий подобных экранизаций неизменный. За основу берется фабула известного произведения, к ней пишется музыка (в данном случае — Константином Меладзе) и исполняется популярными певцами, где каждому согласно его «типажу» назначается роль. В нынешней интеровской постановке они распределились так: «золотой голос России» — Николай Басков — играл Принца, непревзойденная Лариса Долина — Фею, драматический Валерий Меладзе — Отца Золушки, демоническая Лолита Мелявская — Мачеху, забавный Андрей Данилко — одну из сестер, а Золушкой стала неизвестная зрителям Юлия Маврина.

По творческому замыслу, фильм должен был стать комедией, однако стал развлекательно-скорбной мелодрамой, беда которой — в отсутствии стремительной драматургии, энергичной музыкальной партитуры и четкой режиссерской позиции. Поэтому удачно подобранный «звездный ансамбль» не приобщен к потоку единого действия, и выход каждого похож на отдельные номера. Яркие, талантливые, но измельченные и разобщенные. Однако, как водится, во всякой неудаче следует отметить удачу. Она относится к Валерию Леонтьеву, который сыграл роль короля. В данном случае свита не играла короля, как положено, зато сам он играл себя непревзойденно и раскрепощенно. Именно такой игры не хватало другим персонажам «Золушки», которые были словно не в своей тарелке. Если уже говорить об удачах, отметим также работу художника-постановщика Александра Левченко, который синтезировал атмосферу сказочной торжественности с пространственными комбинациями современного эстрадного шоу. Умело объединил временные пласты барочно-декоративного прошлого с современной точкой зрения. В таком же ключе художником А. Лисицей разработаны изысканные костюмы, поражающие праздничным великолепием и конструктивной свободой. Если бы такое настроение было задано режиссурой и музыкальной драматургией, то постановка имела бы художественную ценность в адаптации сказочного сюжета на экране. Ведь сказок в мировой литературе — множество. И тогда канал «Интер» в 2004 году мог бы предложить зрителям его встречу сказкой «12 месяцев» или «Курочкой Рябой», или «Колобком»... Проблема в том, на сколько лет зрителям хватит духу наблюдать за новыми перевоплощениями эстрадных кумиров в сказочных героев.

Татьяна РЫЖЕНКО, специально для «Дня», Тернополь

УТ-1. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР БЕЗ ЧЕТВЕРТОЙ СТЕНЫ

Первый Национальный преподнес телегурманам настоящий подарок. Речь идет о проекте известного современного режиссера и продюсера Андреа Андермана «Травиата в Париже», первая часть которого была показана на УТ-1 первого января. Кроме того, накануне, 30 декабря, благодаря документальному фильму «Травиата в Париже: как мы это делали» украинский телезритель мог подробно разузнать, как создавалась телеверсия шедевра Верди. По словам самого Андермана, «Травиата в Париже» — это доказательство того, что кроме информации и спорта, носителей особенного телевизионного языка, высокий рейтинг и высокое качество можно объединить где угодно». Создателям проекта действительно удалось «разрушить четвертую стену оперного театра», как они того и желали; сделать оперу зрелищной настолько, насколько это возможно. Понятно, что проекты, подобные этому, вряд ли когда-нибудь смогут стать на телевидении частым явлением: слишком уж велики затраты, что для конвейерного производства — непозволительная роскошь. Но если хотя бы раз в год в качестве альтернативы всевозможным телевизионным застольям украинский зритель мог увидеть нечто подобное (пусть и не отечественного производства), это уже было бы немало.

СТБ. ЯЗЫК ЗВУКООПЕРАТОРА

В проекте «Кое-что про Новый год» были побиты все рекорды по количеству произнесенных тостов: от вполне невинных до довольно двусмысленных. (Правда, тексты застольных афоризмов, как выяснилось, позаимствовали в одном из российских юмористических журналов.) Зрителя также пытались развлечь при помощи тематических частушек и незатейливых мультипликационных вставок о том, «как встречают Новый год в…» Африке, Америке, России, Украине и т.д. С целью эффективного увеселения публики был задействован творческий арсенал театра КВН Днепропетровского государственного университета и ТО «Маски». Должно было получиться смешно. Получилось несколько однообразно. Формула цикла «тост — частушка — мультфильм» выдерживалась настолько строго, что это потихоньку начинало утомлять. Как, впрочем, и разбивка: звукооператор, показывающий язык телезрителям. В первый раз это — с определенной натяжкой — еще могло быть воспринято как творческая находка, в четырнадцатый-пятнадцатый — язык примелькался. Особенно, если учитывать, что на протяжении двух праздничных дней проект не раз повторяли.

Михаил МАЗУРИН, «День»

ICTV. ЭКСПРЕССИЯ ИНФОРМАЦИИ

Самое сильное впечатление от канала — последний в 2002-м выпуск «Фактов». Ни энтэвэшное «Новогоднее ТелеВидение», ни последовавший за ним фильм «Перекрестки» с Бритни Спирс, ни концерт самой мега-звезды не превзошли той экспрессии, с которой были созданы эти новости. Все — от праздничного салюта над далеким Сиднеем, истории новогодних музыкальных хитов и поиска «коз» и «барашек» в коллективе самого канала, было необычным и праздничным. А в финале выпуска Елена Фроляк позвала всех, кто находился в студии, и команда в красных шапках Дедов Морозов сдвинула бокалы. «Факты» взяли искренностью и правильно выбранной праздничной интонацией. И это эмоциональное впечатление не перебилось тем, что зритель смог увидеть на канале после полуночи.

В новогодней ночи этого канала зрители тоже увидели эту же ведущую — уже в элегантном черном. Елена в компании с Дмитрием Киселевым сидела за столиком под елочкой НТВ. ICTV в этом году творчески переосмыслило опыт «плюсов» по превращению российского продукта в «свой» при помощи украинского эстрадного десанта в московские павильоны. На синем подиуме студии НТВ Александр Пономарев исполнял свой «Човен», а Андрей Данилко — пародию на себя «А я только с мороза». Преставление казалось нудноватым. То массовка пропадет из кадра, то бросится в глаза пустоватый зал. Отдельный разговор — аляповатое убранство сцены, что обескураживало при общей установке канала на стильность. И поэтому сравнение с другими украинско-российскими «Огоньками» не в пользу НТВ.

«НОВЫЙ». НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЮРЫ И МАШИ

«Новый» же остался верен себе — как и в прошлый раз в новогоднюю ночь, Юрий Горбунов и Маша Ефросинина отработали ночную смену на переполненном столичном Майдане. Несколько смущал русский язык корреспондента Андрея Доманского, который вел прямой репортаж с Майдана. Как, впрочем, и «оригинальные» вопросы («Вас тут много?» — «Да» — «А вы откуда?» — «Из Закарпатья»). «Отмороженную» публику изо всех сил старались разогреть звезды украинской эстрады. Запомнились малиновая шубка Ирины Билык и тюбетейки на головах музыкантов «ВВ». Прямую трансляцию прерывали заранее записанные поздравления знаменитостей и прогнозы ПалПалыча Глобы. Его замечание о том, что «в 2003-м повезет тем, кто вначале был аутсайдером», прозвучало обнадеживающе.

За несколько минут до обращения Президента на сцене стало тесно от людей в нетеатральных нарядах. Оказалось, что это городской голова решил обратиться к собравшимся. Но многого сказать не успел, по крайней мере, телезрителю, так как все каналы переключились на Президента. После 12-и ударов часов и фейерверков, приведших гостей Майдана в восторг, работа «конвейера» продолжилась. Перед выступлением артисты подходили на площадку перед камерой, произносили много хороших слов и убегали на сцену исполнять свои хиты. Ниша, надежно занятая «Новым», беспроигрышна. Всегда интересно полюбопытствовать, как идет празднование на главной площади страны. Но в мерное течение праздника иногда не мешает добавить творчества.

Через час «Новый» перешел на показ... старой новогодней продукции ОРТ прошлого века. И благодаря этому, в принципе, невеселому факту украинский зритель смог отметить некоторую закономерность в развитии российского новогоднего продукта. Например, нынешний «Новогодний огонек на Шаболовке» телеканала «Россия» («Интер») словно скопирован (конечно же, речь идет о творческом использовании идеи и формы) с позапрошлогодних «Анекдотов на Голубом огоньке» все того же ОРТ. Идея капустника, в котором распевают веселые куплеты все подряд — и певцы, и депутаты, и мэры, в новогоднюю ночь себя оправдала. И на общем фоне тотальной дискотеки выделялась. Тем более, что у «России» было одно неоспоримое преимущество — Примадонна. Песня «Спи спокойно, страна, я у тебя одна», исполненная Аллой Борисовной, под развевающиеся в праздничной студии триколоры прозвучала без натужного пафоса и задала легко-пародийный тон для всей программы. Совершенно по-иному праздновали Новый год на ТВС — в формате программы «В нашу гавань...». Она привлекала домашностью атмосферы, кругом интеллигентных лиц, распевающих под гитару хиты прошлых лет, но этот камерный настрой требовал, как ни странно, усилия для восприятия. А душа жаждала блесток и фейерверков, что и предоставили в неограниченном количестве все остальные каналы.

Усилиями, в основном, россиян. Но это, наверное, не повод для рефлексии. Украинское ТВ находит свои пути (в том числе и финансовые) к зрителю. Будем надеяться, что пока эпизодические, но достойные презентации украинского телепродукта в новогоднюю ночь в будущем вырастут во что-нибудь масштабное. И не только в традициях незабываемой рязановской «Карнавальной ночи».

Диана БАЗЫЛЯК, «День»

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ